Задание по психологии для студентов 4 курса icon

Задание по психологии для студентов 4 курса



НазваниеЗадание по психологии для студентов 4 курса
Дата24.10.2013
Размер109.46 Kb.
ТипДокументы
источник

ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА


  1. Использование теоретических знаний по обшей психологии (особенно тем «Личность», «Темперамент». «Характер») и возрастной психологии в учебно-воспитательной работе учащихся.

  2. Самостоятельное использование некоторых методов (наблюдение, опрос, эксперимент) для изучения личности ребенка,

  3. Умение обобщить и проанализировать полученные данные, психологически обосновывать выбор форм и методов воспитательных мероприятий и дать рекомендации по дальнейшему формированию личности.

В течение учебной практики студенту необходимо изучить двух полярных учеников (по темпераменту, характеру, мотивам учебной деятельности, трудовой и общественной по направленности личности) и составить на них психологические характеристики. Задание выполняется в отдельной тетради в течение первых двух недель педпрактики: общие сведения о деятельности, сводный протокол наблюдений индивидуальных особенностей личности, выводы и рекомендации, заверенные подписью классного руководителя, сдаются на факультет или кафедру психологии.

Для этого необходимо повторить теоретические разделы, курсы.

^ Общие сведения о ребенке на каждого отдельно

  1. Ф.И.О., возраст, школа, класс.

  2. Сведения о семье, условия семейного воспитания, рабочее место ученика, наличие библиотеки, обязанности по дому, взаимоотношения в семье.

  3. Словесный портрет ребенка.

  4. Важнейшие события в его жизни.

  5. Его друзья и товарищи в школе и дома.

  6. Общественная активность, отношение к поручениям, их виды, учет их интересов.

  7. Мотивы учения, успеваемость, любимые предметы, увлечения, способности и их проявления, отношение к учению, динамика мотивов.

  8. Состояние здоровья, особенности физического развития, занятия спортом.

  9. Занятия во внеучебное время (посещение кружков, секций, наблюдение за природой).

  10. Любимые герои кино, книг, любимые постановки в театрах, любимые газеты и журналы.

^ I. ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА

а) экставерсия-интроверсия

  1. живет преимущественно образами, представлениями, мыслями настоящего или, наоборот, образами, представлениями прошлого;

  2. общительный, имеет много друзей, быстро сходится со сверстниками или, наоборот, малообщительный, замкнутый, робок. застенчив, предпочитает одиночество;

  3. преобладает жизнерадостное, веселое настроение или подавленное, грустное, печальное;

  4. разговорчивый, неразговорчивый;

  5. энергичность в движениях а речи - вялость, медлительность в движениях и речи;

  6. выразительность и богатство мимики - бедность и невыразительность;

  7. выносливость при работе, может длительное время работать без перерыва - быстро утомляем, работает с перерывами;

  8. уверен в себе, при неудачах не падает духом - неуверен в себе, при неудачах растерян, винит себя;

б) пластичность-ригидность

  1. уравновешен, спокоен - склонен к эмоциональным вспышкам;

  2. подвижен, легко и быстро переключается с одного вида на другой - инертный, трудно и долго переключается;

  3. происходит быстрая смена настроений и чувств - медленная смена чувств и настроений;

  4. быстро и легко включается в любую деятельность - включается в работу медленно, с трудом;

  5. легко приспосабливается к новой обстановке, к новым условиям и ситуациям - медленно и с трудом приспосабливается к изменившимся условиям;

  6. быстро и легко переключает внимание с одного объекта на другой - медленное и трудное переключение внимания;

  7. быстрое и легкое ускорение и перестройка - медленное и трудное усвоение и перестройка;

  8. предпочитает разнообразные виды деятельности - склонен к выполнению однообразных, монотонных видов деятельности:

в) активность – пассивность

  1. легко, быстро сходится с незнакомыми людьми - заводит новые знакомства медленно, с трудом;

  2. большая потребность поделиться своими мыслями и впечатлениями с другими - малая потребность в этом;

  3. имеет широкий круг знакомств, много друзей - малообщительный, друзей имеет мало;

  4. предпочитает начинать разговор - только поддерживает его:

  5. предпочитает быть со сверстниками, любит шумные компании - больше в стороне, нравится одиночество;

  6. продолжает знакомство, дружбу, даже если что-то не устраивает - прекращает дружбу;

  7. стремится взять общественное поручение - не стремится, но выполняет, если поручение дали;

  8. проявляет активность в учебной деятельности, поднимает руку, желает отвечать на уроках - руку не поднимает, отвечает только тогда, когда спросит учитель.


^ II. ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

(по выбору)

а) отношение к коллективу, другим людям:

  1. коллективист.

  2. тактичный,

  3. вежливый,

  4. справедливый,

  5. честный,

  6. доверчивый,

  7. критичный,

  8. откровенный,

  9. искренний,

  10. верный,

  11. бескорыстный,

  12. ____________________(указать качество).

б) отношение к учебе, работе:

  1. трудолюбивый,

  2. активный,

  3. деловой,

  4. прилежный,

  5. ответственный,

  6. обязательный,

  7. организованный,

  8. аккуратный,

  9. точный,

  10. сосредоточенный,

  11. самостоятельный,

  12. ____________________ (указать качество).

в) отношение к себе:

  1. скромный,

  2. открытый,

  3. самокритичный.

  4. совестливый.

  5. послушный,

  6. негордый,

  7. нехвастливый,

  8. несамолюбивый.

  9. несамоуверенный.

  10. некапризный.

  11. незаботливый,

  12. ____________________ (указать качество).

г) волевые черты характера:

  1. целеустремленный,

  2. настойчивый,

  3. смелый,

  4. инициативный,

  5. отважный,

  6. решительный,

  7. упорный,

  8. последовательный,

  9. сильный,

  10. непоколебимый,

  11. хладнокровный,

  12. ____________________ (указать качество).


Оценка данных качеств ставится в баллах:

«5» - когда положительное качество сильно, постоянно проявляется в жизни и делах;

«4» - проявляется постепенно, но не так сильно;

«3» - отрицательное качество, противоположно проявляется, но не очень сильно;

«2» - сильно проявляется отрицательное качество.

Оценка качеств производится по методу обобщения независимых характеристик учителя-предметника, классного руководителя, товарищей по классу, студента-практиканта и выводится общая сумма баллов по каждому качеству.

Рядом выставляется самооценка учителя. Кроме того, в протоколе необходимо привести характерные примеры проявления данного качества в поведении и учебной деятельности школьников.

Итак, студент-практикант выбирает для углубленного изучения одну пару свойств темперамента ич трех предложенных ему, одну группу черт характера ич четырех, данные с примерами и баллами заносит в протокол.


^ III. ОПРОСНИК «УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ»


Опросник нацелен на выявление осознаваемых учащимися мотивов учебной деятельности. Дается 2 варианта опросника: для 5-8 классов, для 9-11 классов. Возрастные варианты различаются составом исследуемых мотивов: у старшеклассников дополнительно определяются мотивы профессионально-жизненного самоопределений, начинающие оформляться в данном возрасте.

Инструкция: оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:

0 баллов - почти не имеет значения,

1 балл - частично значимо,

2 балла - заметно значимо,

3 балла - очень значимо.

Опросник

(для 5-8 классов)

  1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.

0 1 2 3

  1. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире.

0 1 2 3

  1. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроке, учиться.

0 1 2 3

  1. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.

0 1 2 3

  1. Все, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция.

0 1 2 3

  1. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.

0 1 2 3

  1. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.

0 1 2 3

  1. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. 0 1 2 3

  2. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.

0 1 2 3

  1. Считаю, что успех в учебе - немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. 0 1 2 3

  2. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. 0 1 2 3

  3. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. 0 1 2 3

  4. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.

0 1 2 3

  1. Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. 0 1 2 3

  2. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, поэтому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. 0 1 2 3

  3. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, в бригаде, в команде). 0 1 2 3

  4. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

0 1 2 3

  1. Учусь хорошо, гак как всегда стремлюсь быть в числе лучших.

0 1 2 3

  1. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.).

0 1 2 3

  1. Учеба в моем возрасте самое главное дело.

0 1 2 3

  1. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.

0 1 2 3

Ключ

Мотивы

Познавательные

Коммуникативные

Эмоциональные

Саморазвития

Позиция школьника

Достижения

Внешние (поощрения, наказания)

^ Номера ответов

2 9 15

3 10 16

1 8 21

6 13 19

7 14 20

5 12 18

4 11 17


Опросник

(для 9-11 классов)

  1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.

0 1 2 3

  1. Мне нравиться узнавать все новое, расширять свои знания о мире.

0 1 2 3

  1. Обращаю внимание в основном на те предметы, которые пригодятся мне в моих будущих профессиональных занятиях. 0 1 2 3

  2. В школе меня преимущественно привлекает общение с друзьями, а не учение.

0 1 2 3

  1. Для меня немаловажно получить хорошую оценку.

0 1 2 3

  1. Все, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция.

0 1 2 3

  1. Знания помогут мне развить ум, сообразительность, смекалку.

0 1 2 3

  1. Раз ты школьник, то обязан хорошо учиться.

0 1 2 3

  1. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, нервозности, у меня пропадает всякое желание учиться. 0 1 2 3

  2. Я испытываю интерес к конкретной науке, конкретному предмету.

0 1 2 3

  1. Особый интерес на уроках у меня вызывают знания, практические полезные (для хозяйства, дома, ремонта, рукоделия и т.д.). 0 1 2 3

  2. Считаю, что успехи в учебе - немаловажная основа для уважения и признания в нашем классе.

0 1 2 3

  1. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. 0 1 2 3

  2. Люблю испытывать чувство подъема, радости от преодоления трудностей, от решения сложной задачи. 0 1 2 3




  1. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным человеком.

0 1 2 3

  1. Хорошо учиться, посещать школу - гражданская обязанность.

0 1 2 3

  1. В школе весело, интереснее, чем дома.

0 1 2 3

  1. На уроках я активно стремлюсь понять новый материал, найти рациональные способы решения, полностью включен в работу и не отвлекаюсь. 0 1 2 3

  2. Без хорошего образования я не смогу получить достойную работу, добиться жизненного успеха.

0 1 2 3

  1. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную работу с ребятами (в паре, в бригаде, в команде). 0 1 2 3

  2. Я очень чувствителен к похвале учителя (родителей) за мои учебные успехи

0 1 2 3

  1. Учусь хорошо, так как привык быть в числе лучших.

0 1 2 3

  1. Я много читаю, занимаюсь самообразованием (по языку, технике, истории и т.д.).

0 1 2 3

  1. Учеба в моем возрасте - самое главное дело.

0 1 2 3

Ключ

Мотивы

Познавательные

Коммуникативные

Эмоциональные

Саморазвития

Позиция школьника

Достижения

Внешние (поощрения, наказания)

Профессионально-жизненное самоопределение

^ Номера ответов

2 10 18

4 12 20

1 9 17

7 15 23

8 16 24

6 14 22

5 13 21

3 11 19


Обработка

Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных учащимися по каждой группе мотивов. Выстраивается гистограмма, отражающая мотивационную формулу учащегося.

Оценка качеств производится по методу обобщения независимых характеристик учителя-предметника, классного руководителя, товарищей по классу, студента-практиканта и выводится общая сумма баллов по каждому качеству.

Рядом выставляется самооценка учителя. Кроме того, в протоколе необходимо привести характерные примеры проявления данного качества в поведении и учебной деятельности школьников.

Итак, студент-практикант выбирает для углубленного изучения одну пару свойств темперамента из трех предложенных ему, одну группу черт характера из четырех, одну из двух групп учебной мотивации, данные с примерами и баллами заносит в протокол.


^ СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Фамилия, имя, возраст

Заключение и выводы


Программа, раздел, порядковый номер качества

Конкретные примеры проявления качеств поведения в общении,

учебной, трудовой, общественной деятельности школьников

Оценка

учителя

Оценка классного руководителя

Оценка студента-практиканта

Оценка товарищей по классу

Общая сумма баллов

Самооценка

Выводы


Выводы по результатам наблюдения эксперимента по индивидуальным особенностям темперамента и характера двух учащихся. Анализ форм и методов работы студента-практиканта с данными учащихся, некоторые результаты этой работы.

Рекомендации по дальнейшему формированию личности, предлагаемые психологически обоснованные методы воспитательного воздействия, возможные программы последующего развития этих школьников.

Подпись классного руководителя


^ Примерные темы докладов на заключительной

конференции по итогам педпрактики

  1. Учет психологических особенностей подростков в учебно-воспитательной работе с учащимися.

  2. Учет индивидуальных особенностей темперамента в учебно-воспитательной работе.

  3. Учет особенностей сферы общения в подростковом возрасте в формировании межличностных
    отношений в классном коллективе.

  4. Учет основных, мотивов и интересов в организации общественной работы в классе.

  5. Учет индивидуальных особенностей характера в учебно-воспитательной работе.







Похожие:

Задание по психологии для студентов 4 курса iconТематический план практических занятий по клинической психологии для иностранных студентов 5 курса лечебного факультета
Клиническая психология: содержание, цели и задачи дисциплины. Принципы исследования в клин психологии. Особенности психических процессов:...
Задание по психологии для студентов 4 курса iconЛекции Содержание, цели и задачи клинической психологии. Этапы онтогенеза психики человека. Принципы исследования особенностей психических процессов
Тематический план лекций по клинической психологии для студентов 4 курса стоматологического факультета
Задание по психологии для студентов 4 курса iconПодгонка к тестовым программам заданий учебного курса информатики, интегрированного для специальности
В наши дни в учебном процессе доступна не только литература но и Интернет. Для поиска информации в Интернете (как и в литературе)...
Задание по психологии для студентов 4 курса iconТематический план практических занятий по клинической психологии для студентов 5 курса педиатрического факультета
Методические подходы к исследованию особенностей психических процессов: ощущения, представления, восприятия, памяти и внимания, мышления...
Задание по психологии для студентов 4 курса iconМетодические указания для студентов и руководителей курсовых проектов факультета социальной работы и клинической психологии
Методические указания предназначены для студентов отделения Клиническая психология и отделения Социальна работа Факультета социальной...
Задание по психологии для студентов 4 курса iconРабочая учебная программа для студентов 5 курса очной и заочной форм обучения Института психологии, педагогики, социального управления
Н. В. Савельева. Рисунок: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 5 курса очной и заочной формы обучения...
Задание по психологии для студентов 4 курса iconРабочая учебная программа для студентов 4 курса очной и заочной форм обучения Института психологии, педагогики, социального управления
Н. В. Савельева. Рисунок: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 4 курса очной и заочной формы обучения...
Задание по психологии для студентов 4 курса iconРабочая учебная программа для студентов 3 курса очной и заочной форм обучения Института психологии, педагогики, социального управления
Н. В. Савельева. Рисунок: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 3 курса очной и заочной формы обучения...
Задание по психологии для студентов 4 курса iconРабочая учебная программа для студентов 3 курса очной и заочной форм обучения Института психологии, педагогики, социального управления
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 3 курса...
Задание по психологии для студентов 4 курса iconРабочая учебная программа для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения Института психологии, педагогики, социального управления
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©urf.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов