Шилуте церковь во имя Архистратига Божия Михаила icon

Шилуте церковь во имя Архистратига Божия Михаила



НазваниеШилуте церковь во имя Архистратига Божия Михаила
Дата07.02.2014
Размер70.47 Kb.
ТипДокументы
источник

ШИЛУТЕ

Церковь во имя Архистратига Божия Михаила

(Молитвенный зал в школе)

К

аких-нибудь пятнадцать лет назад в райцентре Шилуте православной общины не было вовсе. А возникла она благодаря усилиям ревностной верующей Галины Федоровны Быняевой. В 1985 году эта жительница Белоруссии, выйдя на пенсию, переехала в Литву, где обитала ее дочь. Галина Федоровна выросла в набожной православной семье. Когда же она обустроилась в Шилуте, выяснилось, что Дома молитвы в городе нет. А до ближайшей действующей церкви, в Клайпеду, надо ехать полсотни километров. Это обстоятельст­во стало для пенсионерки серьезным переживанием. «Я очень томилась без церкви, - признается Галина Быняева.- Как жить без таинств, без благодати?». Духовная жажда требовала утоления и подвигала к деятельности...

Оказалось, что один, даже, вовсе не молодой, но движимый неистребимой верой мирянин способен на многое. Пример Галины Федоровны еще раз подт­верждает слова апостола Павла: «Ревность ваша поощрила многих». (2 Кор.9,2). Галина Быняева стала искать подобных себе богомолок в Шилуте, и нашла. Ее первой подругой и помощницей стала Мария Ивановна Заблоцкая, пенсионерка, долгие годы работавшая учительницей начальных классов в здешней русской средней школе. Галина Федоровна поделилась с бывшим педагогом своими планами: вы местная, знакомы с шилутскими верующими, давайте соберемся все вместе, решим, как нам быть. Таких в городе оказалось человек двадцать пять - встретились женщины, поговорили. Ближайший от Шилуте православный храм находился в те годы в местечке Жемайчу Науместис, в пятнадцати километрах от райцентра, правда, он не действовал, хотя церковное здание было вполне приспособлено для совершения служб. Шилутские активистки поехали в Таураге к настоятелю храма свв.Виленских мучеников о.Иоанну Давкшису, в зоне обслуживания которого находился Жемайчу Науместис, и выяснили, что богослужения в тамошнем церковном здании не совершаются из-за отстуствия в округе верующих. Женщины из Шилуте заверили священника, что если службы в храме возобновятся, то туда на литургии готовы приезжать человек двадцать - двадцать пять из райцентра.

Вскоре после этого визита Александро-Невский храм в Жемайчу Науместисе вновь стал действующим. Среди его посетителей были не только шилутцы, в дом Божий потянулись и семьи военнослужащих, дислоцированных в этих мес­тах. Пришли и неофиты, вместе со своими детьми принимали св.крещение. Галина Быняева вспоминает, как однажды ей невольно пришлось стать



Шилуте. О том, что в школьном здании находится молитвенный зал, можно догадаться по фигурным накладкам на окнах.

проповедником. Посещала церковь и жена одного офицера с детьми. Но глава семьи был некрещеным, и, несмотря на уговоры жены, не решался стать христианином. Тогда с ним побеседовала Галина Федоровна Быняева, как она объясняет: «Господь вел, давал мне нужные слова». Мужчина внимательно слушал ее и в конце концов проникся чувством, которое закрепилось святым крещением. После богослужений в Александро-Невском храме, в небольшой комнатке, как правило, устраивались трапезы, народу приходило много, стульев на всех не хватало. Разобщенные прежде верующие находили и общий язык, и общие интересы. Скромные чаепития сплачивали богомольцев.

Каждый прожитый год, само собой, не прибавлял физической бодрости пожилым шилутским верующим, потому все труднее им давались поездки в церковь Жемайчу Науместиса. И тогда они задумались: почему бы не организовать общину у себя, в райцентре Шилуте? Галина Федоровна Быняева вместе с Ма­рией Ивановной Заблоцкой, заручившись полномочиями верующих подруг, несколько раз побывали на приеме у мэра города. Вопрос они ставили так: в Шилуте есть Дома молитвы и у католиков, и у староверов, только у православных нет. Не может ли мэрия подыскать и для нас помещение? Городские власти предложили подойти к делу несколько иначе: найдите место сами, а мы вам дадим разрешение на его использование в качестве молельного дома. На нужды местных верующих откликнулась Галина Павловна Ульянова, директор русской средней школы, она же - председатель шилутского Русского Культурного Центра. Галина Павловна справедливо рассудила: школа, где учатся дети русскоговорящих родителей, может служить объединительным центром и для тех, кто стре­мится сохранить корни родной культуры, каковыми являются верования наших предков. Так получилось, что с 1989 года таурагский священник Иоанн Давкшис начал совершать богослужения в специально отведенном для этой цели школь­ном классе. Церковная утварь здесь поначалу была самая что ни на есть скромная. Верующие приносили из дому простенькие иконки, стремились как-то пре­образить молельное помещение. В то время, точно жены-мироносицы, Галина Быняева и Мария Заблоцкая познакомились с настоятелем клайпедского Всех-святского храма архимандритом Антонием (Буравцевым), который их привечал, когда они приезжали на богослужения в Клайпеду. Назад они всегда возвраща­лись не с пустыми руками - о.Антоний передавал им вышитые клайпедскими прихожанками покрова, кое-что из утвари.

Те времена возрождения национальных и духовных начал особенно запом­нились большим наплывом в Дом молитвы крещаемых. В школе занимались четыре сотни учеников, и сами они, и их родители, и учителя постепенно пополняли ряды шилутских богомольцев. Однако Шилуте, как и многие районные центры республики, коснулась тенденция сокращения сферы преподавания на русском языке. В 1994 году контингент учащихся русской школы сократился настолько, что ее перевели в корпуса бывшего детского сада. Пришлось и молельные помещения здесь обустраивать заново. Первоначально их расположили в чердачной зоне бывшего детсада, потом, когда освободился более просторный класс (количество учеников русской школы, увы, постоянно уменьшалось), именно там и стали совершаться богослужения. Бывший ученик школы, пред­приниматель Иван Булавин, вызвался соорудить временный иконостас. Сра­ботанный из реек, он получился довольно скромным. В целом же светлая мо­лельная комната со стилизованными под церковные окнами, устланная ковром, подаренным администрацией школы, выглядела вполне пристойно.

Однако группу верующих Шилуте ждали новые испытания. В 1995 году окормлявший их таурагский священник был уволен из Виленской и Литовской православной епархии, и службы в школьном храме прекратились. Нужно было что-то предпринимать, и тут Господь подвигнул Галину Федоровну Быняеву на новое благое дело. Вездесущей богомолке было известно, что в летний период правящий Виленский архиерей митрополит Хризостом нередко совершает богослужения в Клайпеде, во Всехсвятском храме. Верующая смогла добиться внимания владыки и рассказать ему о бедах шилутских верующих: «Пожалейте нас, старушек». И владыка пообещал, что в Шилуте будет прислан священник: «Как вам отказать, если так просите». Через неделю позвонили из епархии: «Собирайтесь на службу, из Каунаса к вам прибудет священник». Так и произошло. Настоятель Благовещенского собора протоиерей Анатолий Стальбовский с 22 сентября 1995 года в течение двенадцати месяцев приезжал из Каунаса в Шилуте совершать богослужения. За год в этом жемайтийском городе состоялось пятнадцать служб. Осенью 1996 года окормлять шилутскую паству назначили палангского клирика игумена Алексия (Бабича). При нем молельное помещение с течением времени приобрело еще более достойный вид. Народный мастер из Гаргждай Ионас Юрявичюс выполнил из дерева новый резной иконостас. Часть икон для него написала клайпедская художница Маргарита Артамонова. Она же оформила Царские врата ликами святых. За отсутствием прихожан Александро-Невскую церковь в Жемайчю Науместисе пришлось опечатать, при этом из того храма в Шилуте перевезли Голгофу и две иконы, которые помес­тили в иконостасе в школьном Доме молитвы.

А для неутомимых прихожанок Галины Федоровны Быняевой и Марии Ивановны Заблоцкой настала пора новых хлопот. Было решено зарегистрировать шилутскую православную общину во имя Архистратига Божия Михаила. Епар­хия дала на это согласие, и наши богомолки начали готовить соответствующие документы. Женщины обходили квартиры местных верующих, записывали данные, необходимые для создания церковной «двадцатки». Со временем новая община епархии прошла государственную регистрацию, получив статус юридического лица. Адресом местопребывания приходского Дома молитвы значится шилутская средная школа с русским языком обучения. В последние годы старостой Архангело-Михайловской церкви является школьный учитель немецкого языка Людмила Николаевна. Она также поет на клиросе, следит за чистотой в молитвенном помещении.

Какие перемены ожидаются в ближайшее время в Шилуте? Вот что думает по этому поводу крещенная в православии директор школы Галина Павловна Ульянова: «В последние годы число учащихся в школе значительно сократилось: сейчас их - около девяти десятков человек. Видимо, нам придется отказаться от одного из двух корпусов бывшего детсада, где сейчас размещается наше учебное заведение. Дом. молитвы для нас не является обузой, всегда находятся люди, которые заботятся о нем. Посоветовавшись с главой прихода игуменом Алексием (Бабичем), мы подготовили и передали в городское самоуправление проект воскресной школы. Возможно, для ее полноценной деятельности удастся получить финансовую помощь от городских властей. На мой взгляд, в такой школе детей нужно знакомить не только с основами православной веры, но и с русской историей, культурой. Ведь так сложилось, что учебное заведение, которое я возглавляю, осталось единственным в городе очагом русской культуры».

…Сегодня в шилутской школе в освященном Архангело-Михайловском храме на рядовых литургиях присутствует с десяток человек, но таких, кто убежден, как и восьмидесятипятилетняя Галина Федоровна Быняева: пока существует Церковь, пока есть возможность причаститься Христовых тайн, - жизнь наполнена смыслом. Ведь сказал Господь: «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6, 56-57).




Похожие:

Шилуте церковь во имя Архистратига Божия Михаила iconПаланга церковь в честь иконы Божией Матери «Иверская»
Шилуте, Кретинги, Таураге обслуживал иеромонах Алексий (Бабич). Но православные верили, что новый храм на Балтийском берегу обязательно...
Шилуте церковь во имя Архистратига Божия Михаила iconВекшняй, акмянский район церковь во имя преподобного Сергия Радонежского
В 1868 году был утвержден штат Векшняйского причта, и в общину назначили постоянного священника Михаила Баталина. 24 июня 1871 года...
Шилуте церковь во имя Архистратига Божия Михаила iconКаунатава, тяльшяйский район церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Польском восстании 1863 года в Каунатаве было конфисковано здание костела. Вначале его предполагали переделать в церковь для прибывающих...
Шилуте церковь во имя Архистратига Божия Михаила iconРусская православная церковь и вдв вместе празднуют Ильин день
В этом году праздник проводится в десятый раз. Об истории взаимоотношений церкви и воздушных десантников рассказывает настоятель...
Шилуте церковь во имя Архистратига Божия Михаила iconКлайпеда михаила торшина не разочаровала
Литовской Республики Антанас Валенис своей подписью подтвердил назначение Михаила Торшина генеральным консулом Российской Федерации...
Шилуте церковь во имя Архистратига Божия Михаила iconПостановление Исполнительного комитета г. Казани 08. 02. 2010 №790 о включении в Реестр названий улиц города Казани улицы имени Михаила Миля
Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26. 11. 2009 №803 «О присвоении улице в г. Казани имени Михаила...
Шилуте церковь во имя Архистратига Божия Михаила iconПоложение о почетном знаке Губернатора Тверской области "Крест святого Михаила Тверского"
Почетным знаком Губернатора Тверской области "Крест святого Михаила Тверского" награждаются лица за особо выдающиеся заслуги перед...
Шилуте церковь во имя Архистратига Божия Михаила iconПринят Государственной Думой Астраханской области 29 марта 2007 года
Астраханской области и во имя будущих поколений, основываясь на Конституции Российской Федерации, признавая необходимость закрепления...
Шилуте церковь во имя Архистратига Божия Михаила iconДоклад гильдебранта Михаила Ивановича

Шилуте церковь во имя Архистратига Божия Михаила iconДомрачева В. К., учитель истории мбоу сош №146 г. Екатеринбург Искусство стать учителем
Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©urf.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов