Методическая инструкция icon

Методическая инструкция



НазваниеМетодическая инструкция
страница1/10
Дата14.02.2014
Размер1.42 Mb.
ТипИнструкция
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный технический университет»


С Т А Н Д А Р Т О Р Г А Н И З А Ц И И


Система управления качеством подготовки специалистов


МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

__________________________________________________________________


Требования к структуре, содержанию, оформлению

основной образовательной программы и управлению ею

_________________________________________________________________




СтО – ТГТУ – КПС 11 – 10


Тверь 2010





О Г Л А В Л Е Н И Е







Стр.

I.

Общие положения стандарта………………………………

4

II.

Основная образовательная программа…………………….

5




1.

Общая характеристика основной образовательной программы………………………………………………………

5

2.

Общие положения основной образовательной программы……………………………………………………………

5

2.1.

Используемые сокращения………………………………...

5

2.2.

Использованные нормативные документы……………….

5




2.3.

Обоснования выбора направления и профиля подготовки……………………………………………………………..

5

2.4.

Общие цели основной образовательной программы……..

6

3.

Характеристики профессиональной деятельности выпускников………………………………………………………

6

3.1.

Область профессиональной деятельности………………...







3.2.

Объекты профессиональной деятельности………………

6

3.3.

Виды профессиональной деятельности…………………...

6

3.4.

Задачи профессиональной деятельности………………….

7

4.

Результаты освоения основной образовательной программы………………………………………………………

7




4.1.

Общекультурные компетенции выпускников…………….

7

4.2.

Профессиональные компетенции выпускников…………

7

4.3.

Профильные профессиональные компетенции выпускников…………………………………………………………

7

5.

Структура основной образовательной программы……….

7




6.

Бюджет времени и учебный план………………………….

8

7.

Содержание основной образовательной программы……..

8

8.

9.

Оценка качества основной образовательной программы..

Дополнительные сведения…………………………………

9

9

III.

Управление основной образовательной программой…….

9




IV.

Приложение: образец основной образовательной программы………………………………………………………

10






^ I. Общие положения стандарта


В настоящем стандарте и в основной образовательной программе используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ООП – основная образовательная программа;

ОК – общекультурные компетенции, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом ВПО;

ПК – профессиональные компетенции, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом ВПО;

ПКД – дополнительные профессиональные компетенции, устанавливаемые университетом в соответствии с профилем направления подготовки и видом профессиональной деятельности;

УП – учебный план подготовки по направлению;

УЦ ООП – учебный цикл ООП;

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт ВПО.

ООП самостоятельно разрабатывается и утверждается университетом на основе требований ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности) и с учетом примерной ООП, рекомендованной разработчиком ФГОС ВПО. При этом профиль подготовки бакалавров в обязательном порядке должен соответствовать, указанным профилям в примерной ООП.

При разработке ООП учитываются региональные особенности и накопленный опыт университета по реализации государственных образовательных стандартов.

Университет обеспечивает свободный доступ к ООП для преподавателей, обучающихся и иных граждан путем размещения ООП на сайте университета. Нормативный срок освоения ООП по очной форме обучения устанавливается ФГОС ВПО. Срок освоения ООП по заочной форме обучения и продолжительность освоения ООП при сокращенной или ускоренной формам обучения устанавливается ученым советом университета.

По каждому реализуемому профилю направления подготовки бакалавров (профильной направленности магистерской программы) и доминирующему виду профессиональной деятельности разрабатывается отдельная ООП.

В разделе II. «Основная образовательная программа» изложены требования к структуре и содержанию ООП. Требования к оформлению ООП отображены в приложении к настоящему стандарту.


^ II. Основная образовательная программа


  1. Общая характеристика основной образовательной программы

Информация об общей характеристике ООП содержится в её титульном листе, в котором отражены следующие сведения:

учредитель университета;

полное наименование вуза в соответствии с уставом;

гриф утверждения ООП;

направление подготовки (специальность);

профиль подготовки бакалавров (профильная направленность магистерской программы);

доминирующий вид профессиональной деятельности, к которому в основном готовится выпускник;

реквизиты приказа Минобрнауки России об утверждении ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности);

квалификация выпускника;

форма обучения;

нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения.

Если по направлению подготовки отсутствует профилизация, или, если профилизация не предусмотрена вузом, то в соответствующей позиции указывается «профилизация не предусмотрена».


  1. ^ Общие положения основной образовательной программы

    1. Используемые сокращения

В подразделе указываются используемые сокращения, которые рекомендованы в части I стандарта. При необходимости приводятся для конкретной ООП дополнительные используемые сокращения.

2.2. Использованные нормативные документы

Содержание подраздела приведено в приложении.

2.3. Обоснования выбора направления и профиля подготовки

В подразделе дается обоснование целесообразности направления подготовки (специальности) исходя из потребности регионального рынка труда, предыстории подготовки по направлению, экспертных оценок, материальной и кадровой базы, научных направлений (школ), возможности продолжения образования и т.п.

В подразделе дается так же обоснование выбора профиля при его наличии в примерной ООП. Если университетом введение профиля по направлению считается нецелесообразным, то этот факт должен быть аргументировано обоснован.

Вуз может предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерных ООП. Для этого вузу необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном приказом Минобрнауки России от 23.06.2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

2.4. Цели основной образовательной программы

В области воспитания общими целями ООП является формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, повышении их общей культуры, толерантности.

В области обучения общими целями ООП являются:

удовлетворение потребности общества и государства в фундаментально образованных и гармонически развитых специалистах, владеющих современными технологиями в области профессиональной деятельности;

удовлетворение потребности личности в овладении социальными и профессиональными компетенциями, позволяющими ей быть востребованной на рынке труда и в обществе, способной к социальной и профессиональной мобильности.

Конкретизация общей цели осуществляется содержанием последующих разделов ООП и отражена в совокупности компетенций как результатов освоения ООП.


  1. Характеристика профессиональной деятельности выпускника


3.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Указывается область профессиональной деятельности в соответствии с п. 4.1 ФГОС ВПО, откорректированная в соответствии с профилем направления подготовки (при наличии) и региональными особенностями.

3.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Указываются объекты профессиональной деятельности в соответствии с п. 4.2 ФГОС ВПО, конкретизированные в соответствии с профилем направления подготовки (при наличии) и региональными особенностями.

3.3. Виды профессиональной деятельности

В подразделе дается обоснование выбора доминирующего (основного, преимущественного) вида профессиональной деятельности из указанных в п. 4.3 ФГОС ВПО. Допускается возможность подготовки выпускника по двум тесно связанным между собой видам профессиональной деятельности.

Подготовка выпускника к нескольким разнородным видам профессиональной деятельности не допускается.

Профиль и доминирующий вид подготовки предопределяют содержание вариативной части ООП, как в перечне дисциплин, так и в программах дисциплин и практик.

Остальные виды профессиональной деятельности, как правило, должны отражаться в минимально необходимой степени в базовых частях профессионального цикла ООП с целью повышения мобильности выпускников на рынке труда.


3.4. Задачи профессиональной деятельности

В подразделе указываются приведенные в п. 4.4 ФГОС ВПО профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, обоснованно дополненные для доминирующего вида деятельности задачами специфичными для профиля и региональных особенностей.

Задачи по видам деятельности делятся на две группы:

по доминирующему виду деятельности выпускник должен быть подготовлен к решению задач;

по остальным видам деятельности выпускник должен иметь представление о решениях задач.

Способность самостоятельно решать задачи приобретается выпускником в процессе практической работы и/или освоения дополнительной профессиональной образовательной программы (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка и др.).


  1. Результаты освоения основной образовательной программы

4.1. Общекультурные компетенции выпускника

В подразделе перечисляются общекультурные компетенции, изложенные в п. 5.1 ФГОС ВПО, при необходимости дополненные с учетом профиля ООП.

4.2. Профессиональные компетенции выпускника

В подразделе перечисляются профессиональные компетенции, изложенные в п. 5.2 ФГОС ВПО.

4.3. Профильные профессиональные компетенции выпускника

В подразделе перечисляются устанавливаемые университетом дополнительные профессиональные профильно ориентированные компетенции. Как правило, в примерных ООП приведены перечни этих компетенций.


^ 5. Структура основной образовательной программы

В структуру ООП входят:

сведения из пунктов 6.1 и 6.2 ФГОС ВПО с конкретизацией направленности вариативной части циклов (см. приложение);

сопоставление трудоемкости в зачетных единицах по учебным циклам и разделам, предусмотренной ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) (таблица 1 Приложения).

При формировании этой таблицы следует учитывать, что трудоемкости учебных циклов Б.1, Б.2, Б.3 и раздела Б.5 Учебная и производственная практики во ФГОС ВПО представляются интервально.

При определении значений трудоемкостей необходимо руководствоваться следующим:

примерной ООП. Как правило, в ней для профессионального цикла рекомендуется усредненное значение интервала трудоемкости;

не следует увеличивать трудоемкость профессионального цикла в ущерб циклов Б.1 и Б.2;

трудоемкость раздела Б.6 в ООП должна строго соответствовать ФГОС ВПО;

трудоемкость раздела Б.5 устанавливается в соответствии с методикой формирования бюджета времени и учебного плана по направлению подготовки бакалавров по очной форме обучения. При его трудоемкости, приведенной во ФГОС ВПО, в интервальных значениях зачетных единиц 8-12 и 12-15 рекомендуется для унификации ООП устанавливать значение 12 зачетных единиц (соответствует продолжительности практик 8 недель).

Правильно составленная Таблица 1 должна удовлетворять следующим критериальным значениям трудоемкостей:

общая трудоемкость ООП подготовки должна соответствовать требованиям ФГОС ВПО;

сумма трудоемкости вариативных частей по циклам Б.1, Б.2 и Б.3 должна составлять не менее 50% от суммы общей трудоемкости этих циклов.

Формирование структуры ООП (Таблица 2 приложения) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом примерной основной образовательной программы разработчика проекта ФГОС ВПО, региональных и вузовских особенностей.

Разработка структуры ООП и взаимосвязанного с ней учебного плана осуществляется в соответствии с внутривузовским нормативным документом «Методика формирования учебного плана по направлению подготовки бакалавров очной формы обучения», 2010 г.


^ 6. Бюджет времени и учебный план

Формирование бюджета времени и учебного плана по направлению подготовки (специальности) осуществляется в соответствии с указанной в п.5.3 методикой.

Для удобства проверки критериальных соотношений, предусмотренных ФГОС ВПО, и с целью планирования и организации учебного процесса разрабатываются две версии учебного плана: первая - в идеологии зачетных единиц, вторая – в академических часах.

Содержание и форма представления данного раздела отражены в приложении.


^ 7. Содержание основной образовательной программы

Содержание основной образовательной программы в части учебных дисциплин и практик отражается в форме аннотаций. Аннотации служат основанием для разработки программ учебных дисциплин и практик. Причем, если программы дисциплин являются структурными единицами учебно-методических комплексов, то аннотации – это обязательные компоненты ООП.

Аннотация дисциплины или практики имеют следующую структуру:

цели и задачи дисциплины (практики);

требования к уровню освоения содержания дисциплины (практики), содержащие информацию о компетенциях студента, сформированных в процессе изучения дисциплины (прохождения практики), а также проектируемые результаты в формате «знать, уметь, владеть»;

содержание дисциплины. Основные разделы.

Аннотации разрабатываются или на основании, рекомендованных в примерной ООП, или самостоятельно.


^ 8. Оценка качества освоения основной образовательной программы

Содержание и форма представления данного раздела отражены в приложении.


9. Дополнительные сведения

В разделе приводятся:

список разработчиков ООП;

реквизиты заседания ученого совета факультета, на котором ООП рекомендована к утверждению;

виза согласования ООП с учебно-методическим управлением.


^ III. Управление основной образовательной программой


Проект ООП представляется в одном экземпляре в учебно-методический отдел УМУ для анализа на ее соответствие ФГОС ВПО и настоящему стандарту. После доработки проекта ООП рассматривается и рекомендуется к утверждению решением ученого совета факультета.

Два экземпляра ООП передаются в учебно-методический отдел УМУ для согласования и представления к утверждению. После утверждения один экземпляр остается в отделе, а второй передается на выпускающую кафедру. После этого кафедра размещает ООП на сайте университета для всеобщего доступа.

При необходимости внесения в ООП корректив разрабатываются изменения и дополнения, процедура утверждения которых соответствует процедуре утверждения ООП.

При введении нового профиля или изменении доминирующего вида профессиональной деятельности разрабатывается и утверждается новая ООП.


Приложение

Образец ООП


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный технический университет»


Система управления качеством подготовки специалистов






УТВЕРЖДАЮ

Ректор ТГТУ

___________Палюх Б.В.

«____»__________ 2010 г.



^ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки

270800 Строительство


Профиль подготовки

Промышленное и гражданское строительство


Доминирующий вид профессиональной деятельности

^ Производственно-технологическая и производственно-управленческая


ФГОС ВПО по направлению подготовки утвержден приказом Минобрнауки России

от 18.01.2010 г. № 54


Квалификация (степень) «бакалавр»


Форма обучения – очная


Нормативный срок освоения программы – 4 года


Тверь 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ стр



1. Общая характеристика основной образовательной программы 1

2. Общие положения 3

2.1. Используемые сокращения 3

2.2. Используемые нормативные документы 3

2.3. Обоснования выбора направления и профиля подготовки 3

2.4. Общие цели основной образовательной программы 3

3. Характеристики профессиональной деятельности бакалавров 4

3.1.Область профессиональной деятельности 4

3.2. Объекты профессиональной деятельности 4

3.3. Виды профессиональной деятельности 4

3.4. Задачи профессиональной деятельности 4

4. Результаты освоения основной образовательной программы 6

4.1. Общекультурные компетенции бакалавра 6

4.2. Профессиональные компетенции бакалавра 6

4.3. Профильные профессиональные компетенции бакалавра 8

5. Структура основной образовательной программы 8

6. Бюджет времени, график учебного процесса и

учебный план подготовки бакалавров 19

7. Содержание основной образовательной программы 21

8. Оценка качества освоения основной образовательной программы 21

9. Социокультурная среда университета, необходимая для

всестороннего развития личности студента 21

10. Требования к абитуриенту 22

Приложения:

Приложение 1. Учебный план подготовки бакалавров по

направлению 270800 Строительство в зачетных единицах 23

Приложение 2. Учебный план подготовки бакалавров по

направлению 270800 Строительство в часах 27

Приложение 3. Аннотация программ дисциплин учебного плана

и программ учебной и производственных практик 32

11. Дополнительные сведения 33




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Похожие:

Методическая инструкция icon▪ достижение гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных стандартов
Методическая (научно-методическая) служба является структурной единицей в системе управления муниципального образовательного учреждения...
Методическая инструкция iconМетодическая инструкция
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ооп) представляет собой комплект учебно-методических...
Методическая инструкция icon8. Методическая и научно-исследовательская деятельность Научно-методическая служба
В соответствии с целями и задачами, определенными Образовательной программой, приоритетными направлениями методической работы в гимназии...
Методическая инструкция iconГлобус – модель Земли. 4 класс Методическая цель урока
Методическая цель урока. Познакомить с методикой организации учебных исследований
Методическая инструкция iconПлан работы методического объединения классных руководителей На 2008-2009 гг. Методическая тема
Методическая тема: «Принцип личностно-ориентированного подхода как основной принцип воспитания»
Методическая инструкция iconРоготневой Надежды Сергеевны Научные работы методическая разработка
Методическая разработка практического занятия по теме «Покупки». //Новое слово в методике: Сборник инновационных методических разработок:...
Методическая инструкция iconОтчёт о реализации проекта Методическая школа Научного студенческого общества «Шаг в науку (Step to Science)» Методическая школа «Шаг в науку (Step to science)»
Цель: формирование у студентов навыков, способствующих реализации интеллектуальных способностей посредством участия в научно-исследовательской...
Методическая инструкция iconМетодические рекомендации по проведению классного часа методическая разработка классного часа предназначена для классных руководителей как начинающих свою педагогическую деятельность, так и имеющих стаж работы
Данная методическая разработка классного часа выполнена по теме: «Далекому мужеству верность храня», посвященной 65-летию Победы...
Методическая инструкция iconМетодические рекомендации для студентов по общей и экспериментальной физикЕ. Раздел «механика» Методическая разработка Бийск бпгу имени В. М. Шукшина 2009 Федеральное агентство по образованию
Текст]: Методическая разработка / Сост.: А. В. Тюков; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : бпгу им. В. М. Шукшина, 2009....
Методическая инструкция iconИнструкция по пожарной безопасности Общие требования безопасности
Инструкция устанавливает правила по пожарной безопасности для всех работников учреждения. Инструкция разработана в соответствии с...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©urf.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы