Учебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания



НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания
Дата04.05.2014
Размер348.05 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Рубцовский институт (филиал)





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ


КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ


Специальность -080504.65 Государственное и муниципальное управление

Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе ВПО, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе среднего профессионального образования

Кафедра – математики и прикладной информатики


^ Рубцовск - 2011







СОДЕРЖАНИЕ


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Концепции современного естествознания» 16

4.1Самостоятельная работа студента 17

4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 18

^ 5. МАТЕРИАЛЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 19

6. Материально-техническое обеспечение 24

7. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 25


^

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Концепции современного естествознания – общая наука о природе, дающая материалистическое понимание окружающего мира. Человек, получивший высшее профессиональное образование, должен знать основы современной физики, химии, биологии, которые имеют не только важное общеобразовательное, но и прикладное значение.

Данный курс представляет изложение основ физики, химии, биологии в определенной системе и включает сведения из всех разделов физики, химии, биологии Он знакомит студентов с фундаментальными теориями, имеет практическую и политехническую направленность, подводит к основным мировоззренческим выводам.

^ Цели освоения дисциплины:

  • изучение основных физических, химических, биологических явлений и идей, формирование фундаментальных понятий;

  • воспитание интереса к миру физических явлений в природе и технике;

  • развитие познавательных способностей студентов;

  • формирование современного научного мировоззрения.

В процессе преподавания естествознания особая роль отводится проведению семинарских работ. В программе приведен примерный перечень семинарских работ.

^ Задачи дисциплины:

В соответствии с предлагаемой программой курс должен способствовать формированию и развитию у студентов следующих научных знаний и умений:

  • знаний основ современных физических, химических, биологических теорий (понятий: явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, атом, фотон, атомное ядро; теоретических моделей: материальная точка, точечный заряд, абсолютно твердое тело; законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта);

  • знаний смысла физических, химических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая и внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • систематизации научной информации;

  • выдвижения гипотез, планирования эксперимента и его моделирования;

  • оценки достоверности естественнонаучной информации, возможности ее практического использования.


Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к циклу ЕН.Ф.03 общие математические и естественнонаучные дисциплины. Федеральный компонент.

^ Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данного курса:

«Философия», «Культурология».

Программа предусматривает различные формы работы со студентами: проведение лекционных и семинарских занятий, в качестве промежуточного контроля знаний проведение компьютерного тестирования в системе Tesa.

^

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


(распределение часов курса по разделам и видам работ)

Очная форма обучения

^ Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час

Всего

Лекции

Семинары

Лабораторная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I Структура естествознания.

Естественно-научное описание природы

ДЕ I 50 баллов

1. История естествознания.

22

12

6

6




10

2. Структура естествознания.

22

12

6

6




10

3 Естественно-научное описание природы.

22

12

6

6




10

4. Эволюция Вселенной.

22

12

6

6




10

Промежуточный контроль

Контрольная работа

^ ДЕ II Географические, химические, биологические системы. Человек и среда его обитания

ДЕ II 50 баллов

5. Географические системы.

22

12

6

6




10

6. Химические системы.

22

12

6

6




10

7. Биологические системы.

18

8

4

4




10

8. Человек и среда его обитания.

26

8

4

4




18

9. Экологические проблемы естествознания.

18

8

4

4




10

Промежуточный контроль

Контрольная работа

^ Итоговый контроль

зачет

Итого часов

194

96

48

48




98

Заочная, заочная (сокращенная) на базе высшего профессионального образования

^ Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час

Количество аудиторных часов при заочной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час

Всего

Лекции

Семинары

Лабораторная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I Структура естествознания.

Естественно-научное описание природы

ДЕ I 50 баллов

1. История естествознания.

18

4

4







10

2. Структура естествознания.

32

6

6







20

3 Естественно-научное описание природы.

22

2

2







18

4. Эволюция Вселенной.

24

2

2







20

Промежуточный контроль

Контрольная работа

^ ДЕ II Географические, химические, биологические системы. Человек и среда его обитания

ДЕ II 50 баллов

5. Географические системы.

26

3




3




20

6. Химические системы.

26

3




3




20

7. Биологические системы.

26

3




3




20

8. Человек и среда его обитания.

26

3




3




20

9. Экологические проблемы естествознания.

20













20

Промежуточный контроль

Контрольная работа

^ Итоговый контроль

зачет

Итого часов

194

26

14

12




168


Очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе среднего профессионального образования

^ Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час

Всего

Лекции

Семинары

Лабораторная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I Структура естествознания.

Естественно-научное описание природы

ДЕ I 50 баллов

1. История естествознания.

20

2

1

1




18

2. Структура естествознания.

20

2

1

1




18

3 Естественно-научное описание природы.

20

2

1

1




18

4. Эволюция Вселенной.

22

4

2

2




18

Промежуточный контроль

Контрольная работа

^ ДЕ II Географические, химические, биологические системы. Человек и среда его обитания

ДЕ II 50 баллов

5. Географические системы.

21

3

2

1




18

6. Химические системы.

22

4

2

2




18

7. Биологические системы.

24

4

2

2




20

8. Человек и среда его обитания.

23

3

2

1




20

9. Экологические проблемы естествознания.

22

2

1

1




20

Промежуточный контроль

Контрольная работа

^ Итоговый контроль

зачет

Итого часов

194

26

14

12




168
^

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; экология и здоровье; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

(дидактические единицы)

ДЕ I Структура естествознания.

Естественно-научное описание природы


Тема 1. История естествознания

Аудиторное изучение:

Естественно-научная и гуманитарная культуры, их отличие и взаимосвязь. Познание мира человеком. Предмет естествознания. Научный метод – естествознание эмпирическое (наблюдение, эксперимент, опыт) и теоретическое. Панорама современного естествознания: неорганическое естествознание (неживая природа) и органическое естествознание (живая природа). История естествознания: непосредственное созерцание природы (труды Пифагора, Геродота, Эратосфена, Птолемея, Аристотеля (естествознание древнего мира), аналитическое расчленение (XV–XVIII вв.), гелиоцентрическая система Коперника, открытия Галилея, законы Ньтона.

^ Самостоятельное изучение:

Переход от абсолютизированного естествознания к синтетическому (XVIII–XIX вв.). Кризис естествознания в начале XX в., современное естествознание. Подготовка к семинарскому занятию.


Тема 2. Структура естествознания

Аудиторное изучение:

Структура естествознания, классификация наук, взаимосвязь и различие естественных наук. Связь естествознания и общественных наук. Тенденция развития наук как составной части естествознания. Технические науки. Математика – основа наук. Система, открытые, закрытые и изолированные системы, системный подход. Взаимодействие естествознания и философии. Естествознание и сознание.

^ Самостоятельное изучение:

Роль кибернетики в развитии естествознания. Специфика естествознания. Преимущества естествознания. Роль эксперимента в естествознании. Подготовка к семинарскому занятию.


Тема 3. Естественно-научное описание природы

Аудиторное изучение:

Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры. Вещество и поле.

Концепции описания природы – корпускулярная и континуальная. Взаимодействие микро-, макро- и мегамиров, дальнодействие, близкодействие. Микросостояние, принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Пространство и время. Соотношение пространства и времени, принципы относительности, теория относительности Эйнштейна. Следствия из теории Эйнштейна. Необратимость времени. Математическое, физическое, химическое, биологическое пространство и время. Многомерное пространство.

^ Самостоятельное изучение:

Законы сохранения энергии в макроскопических системах. Космические циклы. Динамические и статистические закономерности в природе.

Понятие порядка и беспорядка в природе, хаос. Энергия. Виды взаимодействий, гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное взаимодействия. Теории Большого объединения и Суперобъединения. Виды энергии. Взаимосвязь массы и энергии. Принципы симметрии. Закон сохранения энергии. Энтропия как фактор возрастания беспорядка, принципы возрастания энтропии. Энтропия закрытых и открытых систем. Самоорганизация систем (синергетика) Энтропия в обществе. Энтропия и здоровье. Термодинамика и общественные отношения. Энтропия и информация, негэнтропия. Подготовка к семинарскому занятию.


Тема 4. Эволюция Вселенной

Аудиторное изучение:

Понятие Вселенной. Галактика. Состав Галактик. Звезды. Теория Большого взрыва. Образование и эволюция звёзд. Источник энергии звезд. Образование и эволюция Солнечной системы. Состав Солнечной системы. Образование планет.

^ Самостоятельное изучение:

Образование химических элементов и их соединений в процессе развития Вселенной. Подготовка к семинарскому занятию.


^ ДЕ II Географические, химические, биологические системы. Человек и среда его обитания


Тема 5. Географические системы

Аудиторное изучение:

Земля, ее внутреннее строение и история геологического развития земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая.

^ Самостоятельное изучение:

Географическая оболочка Земли. Атмосфера, гидросфера, тропосфера. Подготовка к семинарскому занятию.


Тема 6. . Химические системы

Аудиторное изучение:

Химические системы, энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ. Влияние энтропийного и энтальпийного факторов на протекание химических процессов. Возникновение химических элементов в природе, распространенность химических элементов в космосе и на Земле. Химическая эволюция.

^ Самостоятельное изучение:

Уровни химической организации материи. Зарождение жизни на Земле. Особая роль углерода в живой природе. Подготовка к семинарскому занятию.


Тема 7. Биологические системы

Аудиторное изучение:

Особенности биологического уровня организации материи. Отличие живой природы от неживой. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Теории происхождения жизни на Земле. Теории эволюции. Ламаркизм. Основы теории дарвинизма. Доказательства эволюции организмов. Неодарвинизм и неоламаркизм. Самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма. Основные понятия генетики: ДНК, РНК, ген, код наследственности, мутации.

^ Самостоятельное изучение:

Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Наследственность, генетика и эволюция, вмешательство человека в генетику, результаты нарушения кода наследственности, инженерная генетика. Искусственный биосинтез. Законы Менделя. Взаимосвязь математики, кибернетики, физики, химии в решении задач молекулярной биологии. Бионика. Подготовка к семинарскому занятию.


Тема 8. Человек и среда его обитания

Аудиторное изучение:

Человек – высшее творение природы. Теории происхождения человека. Эволюция человека. Отличие человека от животных. Основы физиологии человека, здоровье человека, его эмоции, творчество, работоспособность. Геологическая роль человека. Биоэтика. Экология и здоровье. Биосфера и космические циклы. Ноосфера.

^ Самостоятельное изучение:

Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре. Учение Вернадского о ноосфере. Подготовка к семинарскому занятию.


Тема 9. Экологические проблемы естествознания

Аудиторное изучение:

Взаимоотношение биологических объектов. Экология, экологические системы. Проблема охраны окружающей среды и взаимоотношения с ней как проблема выживания человека и человеческого сообщества. Экология как один из путей к созданию единой культуры.

^ Самостоятельное изучение:

Загрязнение атмосферы. Источники загрязнения атмосферы. Основные загрязняющие компоненты воздушной среды. Парниковый эффект. Смог. Шумы. Загрязнение гидросферы, почв. Методы оценки качества природной среды. Понятие ПДК. Подготовка к семинарскому занятию.


Содержание семинарских занятий

Семинар №1 «Наука»:

  1. Чем отличается естественно-научная культура от гуманитарной

  2. Что называется объяснением и какова его логическая структура

  3. Приведите конкретный пример объяснения из естествознания

  4. Чем отличаются причинные объяснения от других

  5. На чем основываются научные объяснения и как различаются разные их уровни

  6. Какая разница существует между эмпирическим и теоретическим объяснением

  7. Что называется пониманием и чем оно отличается от объяснения

  8. В чем заключается сходство и различие между пониманием и интерпретацией

  9. Чем характеризуется позитивизм и какова его основная цель

  10. Что такое научный метод и на чем он основывается

  11. В чем заключается единство научного метода


Семинар №2 « Пространство. Время. Квантовая теория»:

  1. Как рассматривались понятия пространства и времени в классической механике

  2. Приведите формулировку принципа относительности для законов механики

  3. Что нового вносит специальная теория относительности в прежний принцип относительности

  4. Почему специальная теория относительности постулирует постоянство скорости света

  5. Как была проверена правильность общей теории относительности

  6. Почему луч света искривляется вблизи тяготеющих масс

  7. Что представляет собой кривизна пространства

  8. Чем отличается предмет исследования квантовой механики от классической

  9. Что означает дуализм микрочастиц

  10. Принцип дополнительности

  11. Почему принцип неопределенности служит фундаментом квантовой механики?


Семинар №3 «Теория вероятности. Законы термодинамики»

  1. Как определяется частота случайных массовых событий

  2. Как осуществляется связь между относительной частотой и вероятностью

  3. Чем отличаются универсальные законы от статистических

  4. Почему Лапласовский детерминизм оказался несостоятельным

  5. Какие процессы называются обратимыми

  6. Первый закон термодинамики

  7. Второй закон термодинамики

  8. Что характеризует энтропия

  9. Какие системы называют закрытыми или изолированными? Как происходит эволюция в закрытых системах?

  10. Может ли Вселенная перейти в состояние «тепловой смерти»

  11. Какие системы называются открытыми? Как происходит эволюция в открытых системах?

  12. Как происходит самоорганизация?


Семинар №4 «Космология»

  1. На какую физическую теорию опирается современная космология

  2. Что собой представляет стандартная модель Вселенной

  3. Как связана эволюция Вселенной с разрушением прежних симметрий между физическими взаимодействиями

  4. Строение атома по модели Э. Резерфорда, по модели Н. Бора

  5. Какие частицы называются элементарными

  6. Какие частицы называются кварками

  7. Что такое вещество и антивещество

  8. Какие реакции называются ядерными

  9. Что изучает химия, какие основные методы она использует

  10. Связь между атомным весом и зарядом ядра атома

  11. Катализаторы и их роль в эволюции химических систем


Семинар №5 « Экология»:

1 .Определение понятию «экология». Почему экологические проблемы вышли на первый план в наше время

2. Основные задачи глобальной и социальной экологии

3. Что относится к биосфере. Способы питания живых организмов

4. Почему биосферу нельзя рассматривать в отрыве от неживой природы

5. Есть ли начало жизни

6. Суть биогенной миграции I рода

7. Суть биогенной миграции II рода

8. Каково взаимодействие человека и биосферы

9. Какова геологическая роль человека

10. Что относится к экологическим системам

11. Как взаимодействуют экосистемы с окружающей средой


^

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Концепции современного естествознания»


Синтетический курс «Концепции современного естествознания» представляет собой «Синтез мудрости древних цивилизаций, естественных и гуманитарных наук, путь к пониманию Природы, Человека и Общества». Данный курс охватывает широкий, почти необъятный, круг вопросов и является основополагающим, фундаментальным для всего современного образования. Поэтому трудности освоения курса очевидны.

Одна из основных целей методических указаний – это вовлечение студентов в творческий процесс самопознания. Курс должен быть таким, чтобы изучение его было творческим, формирующим взгляды на мир.

Методические указания помогут студентам освоить разделы физических аспектов и принципов современной биологии, воспроизводства и развития живых систем, физических факторов влияющих на наследственность, генофонд вида Homo sapiens и его сосуществование с Природой.

Цель курса – дать знания по истории возникновения и развития естествознания; показать общеисторическое значение возникновения научного мировоззрения; показать возможности использования естественнонаучных концепций в гуманитарном познании, современные достижения в области биохимии, генетики, экологии и других направлениях.
^

4.1Самостоятельная работа студента


При освоении данного курса студенты должны использовать следующие формы и виды самостоятельной работы:

  • чтение основной и дополнительной литературы;

  • работа с библиотечным каталогом с целью подбора необходимой литературы;

  • поиск необходимой информации через Интернет;

  • конспектирование источников;

  • реферирование источников;

  • подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации;

  • выполнение домашних контрольных работ;

  • самостоятельное выполнение практических заданий.
^

4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины


Вся дисциплина разбита на девять разделов, по итогам каждого раздела имеется промежуточная аттестация. Итоговой контрольной точкой является зачет.

Промежуточный контроль позволяет оценить знания студента по балльно-рейтинговой системе (максимальный рейтинг 100 баллов). Для сдачи зачета необходимо набрать минимум 61 балл.

Дополнительно баллы можно получить за творческие успехи и индивидуальный подход при подготовке к семинарским занятиям. Баллы могут быть сняты за пропуски занятий без уважительной причины.


^

5. МАТЕРИАЛЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ


  1. Расскажите о развитии представлений о пространстве и времени.

  2. В чем суть идей Ньютона об «абсолютном» пространстве и времени?

  3. Какие экспериментальные факты опровергли идеи «абсолютного» пространства и времени?

  4. Какова роль А. Эйнштейна в разрешении проблемы пространства и времени?

  5. Какую величину имеет скорость света?

  6. Приведите уравнение, связывающее массу и энергию.

  7. Приведите два основных следствия из теории относительности.

  8. Каково значение открытий физики ХХ в. для жизни человеческого

  9. общества?

  10. Каковы координаты пространства?

  11. Каковы координаты времени? Может ли время течь вспять?

  12. Дайте определения реального, перцептуального и концептуального пространства и времени.

  13. Какие науки изучают концептуальное пространство и время?

  14. Как решаются проблемы пространства и времени в физических и химических системах?

  15. Как решаются проблемы пространства и времени в биологических системах?

  16. Дайте определение понятий «энергия» и «энтропия».

  17. Перечислите виды энергии. Какие виды энергии непосредственно использует человек?

  18. Как связаны масса и энергия?

  19. Поясните выражение «энтропия – это мера рассеянной энергии».

  20. Поясните выражение «энтропия – это мера беспорядка в системе».

  21. Как изменяется энтропия в системе для самопроизвольных процессов?

  22. Что мы называем Вселенной?

  23. Каковы размеры Вселенной?

  24. Какие единицы для измерения расстояний во Вселенной мы используем?

  25. Что означает выражение «световой год»?

  26. Какие теории возникновения Вселенной Вам известны?

  27. Как рассматривается проблема образования Вселенной в Библии?

  28. Поясните суть теории Большого взрыва.

  29. Какие основные этапы развития Вселенной произошли после Большого взрыва?

  30. Какие экспериментальные факты можно привести в доказательство теории Большого взрыва?

  31. Как Вы понимаете эффект Допплера?

  32. Могут ли образовываться звезды во Вселенной в наше время?

  33. Какие известные галактики входят в нашу Вселенную?

  34. Сколько звезд может видеть человек невооруженным взглядом?

  35. Какие приборы применяют астрономы для исследования космоса?

  36. Какие ученые-астрономы Вам известны?

  37. Как Вы считаете, есть ли космический разум?

  38. Есть ли жизнь на других планетах в Космосе, кроме Земли?

  39. Какие теории образования планет Солнечной системы Вы знаете?

  40. Какие планеты входят в состав Солнечной системы? Назовите их.

  41. Какие космические тела, кроме планет, входят в состав Солнечной системы?

  42. Какие ученые разработали геоцентрическую систему?

  43. Какой ученый доказал, что Солнце является центром Солнечной системы?

  44. Какие реакции служат источником энергии Солнца?

  45. Какие химические элементы обнаружены на Солнце?

  46. Какой элемент был впервые обнаружен на Солнце?

  47. Какой вклад внесли советские и российские ученые в исследование Солнечной системы?

  48. Чем отличаются планеты земной группы от планет-гигантов?

  49. Почему Земля оказалась наиболее пригодной для возникновения и развития жизни?

  50. Какова форма Земли?

  51. Какие оболочки Земли известны?

  52. Какие элементы составляют основу земной коры?

  53. Какие элементы называют редкими, а какие – рассеянными?

  54. Почему в основе всех живых организмов лежит углерод?

  55. Каковы особенности химии углерода?

  56. Какие элементы относят к органогенам?

  57. Каковы основные этапы химической эволюции?

  58. Каковы концептуальные уровни развития химической формы движения материи?

  59. В чем проявляется естественный отбор в химической эволюции?

  60. Как происходит усложнение вещества в ходе химической эволюции?

  61. Почему возможна химическая эволюция?

  62. Каково влияние солнечной активности на человека?

  63. В чем проявляется сходство человека и животных?

  64. В чем проявляется отличие человека и животных?

  65. Каково положение рода Homo в систематике позвоночных и млекопитающих?

  66. Каковы характерные признаки приматов?

  67. Каковы пути эволюции приматов?

  68. Укажите роды человекообразных обезьян.

  69. Приведите схему эволюции человекообразных обезьян.

  70. Назовите наиболее вероятного предка существ, развитие которых привело к человеку.

  71. Приведите доказательства происхождения человека от человекообразных обезьян.

  72. Каковы отличия человека от человекообразных обезьян?

  73. Где были обнаружены останки питекантропов и синантропов?

  74. В чем проявляется преимущество человека перед высшими животными?

  75. Какова сущность человека?

  76. В чем проявляется взаимодействие человека и природы?

  77. К каким последствиям приводит нарушение гармоничности взаимоотношения человека с природой?

  78. Каковы модели болезней человека?

  79. Дайте определение понятиям “болезни” и “здоровья” человека.

  80. Что является причинами болезней человека?

  81. Каково взаимоотношение человека и космоса?

  82. Приведите доказательства связи человека с космосом.

  83. Дайте определение понятия «экология».

  84. Почему экологические проблемы вышли на первый план в наше время?

  85. Каковы основные задачи экологии?

  86. Что подразумевается под глобальной экологией?

  87. Что понимают под социальной экологией?

  88. Что относится к биосфере?

  89. Каково воздействие живых организмов на неорганическую природу?

  90. Каково воздействие неорганической природы на живые организмы?

  91. Каковы способы питания живых организмов?

  92. Почему биосферу нельзя рассматривать в отрыве от неживой природы?

  93. Приведите суть учения Вернадского о биосфере.

  94. Какова геохимическая роль живых организмов?

  95. Каково решающее отличие живого вещества от косного?

  96. Есть ли начало жизни?

  97. Может ли жизнь произойти от неорганического вещества?

  98. Каковы формы работы живого вещества в биосфере?

  99. Какова суть биогенной миграции I рода?

  100. Какова суть биогенной миграции II рода?

  101. Приведите имена советских и российских ученых, занимавшихся

  102. проблемами биосферы.

  103. Каково взаимодействие человека и биосферы?

  104. Что означает термин «ноосфера»?

  105. Каковы условия существования ноосферы?

  106. Что сделано человечеством для выполнения условий существования ноосферы?

  107. Какова геологическая роль человека?

  108. Почему для исследования экологических проблем человечества

  109. необходим междисциплинарный подход?

  110. Что понимают под «качеством природной среды»?

  111. Что относят к экологическим системам?

  112. Сколько фундаментальных типов экосистем обычно выделяют?

  113. Каковы уровни экосистем?

  114. Как взаимодействуют экосистемы с окружающей средой?

  115. Каковы энергетические проблемы экосистем?

  116. Что понимают под концентрированной энергией?

  117. Каковы различия естественных и искусственных источников

  118. загрязнения окружающей среды?

  119. Назовите основные источники загрязнения атмосферы и гидросферы.

  120. Что означают понятия «предельно допустимые концентрации», «биологическая потребность в кислороде», «химическая потребность в кислороде»?

  121. Предложите наиболее эффективные способы очистки газовых выбросов, сточных вод.

  122. Каковы виды воздействия на природную среду?

  123. Что такое малоотходные и безотходные технологии? Приведите конкретные примеры.

  124. Почему состав воздуха на всех высотах одинаков?

  125. Каковы основные факторы антропогенного характера?

  126. Какие основные химические соединения входят в состав выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания?

  127. Какова классификация аэрозолей?

  128. Какие факторы определяют образование смога?

  129. Какие химические вещества атмосферы определяют выпадение кислотных дождей?

  130. На какой высоте находится наибольшее количество озона?

  131. В чём состоит защитная функция озона?

  132. Какую роль играет азот и его соединения в образовании и разрушении озона?

  133. Каково биологическое действие озона?

  134. Какие виды человеческой деятельности наиболее опасны для озонового слоя?

  135. Приведите основные источники выделения углекислого газа в атмосферу.

  136. Приведите типичные загрязнители атмосферы.

  137. Каково влияние повышенных шумов на человека?

  138. Какие факторы определяют жёсткость природных вод?

  139. Чем регулируется рН озёрных и речных вод?

  140. Парниковый эффект, его действие на природу.



^

6. Материально-техническое обеспечение




  1. Лицензионные компьютерные программы

Системное программное беспечение:

  1. Windows XP Professional Service Pack 3

  2. Windows 7 Enterprise Service Pack 1



Пакеты прикладных программ и средства разработки приложений:

  1. PowerPoint 2007

  2. PowerPoint 2010

  3. Word 2007

  4. Word 2010



^

7. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ



Основная литература

  1. Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания : Учебник / В.М. Найдыш. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007 - 704c.

  2. Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ,2009.-287 с.

  3. Садохин, А.П. Концепции современного естествознания : Учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Эксмо, 2007 - 464c.

Дополнительная литература

  1. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания : Основной курс в вопросах и ответах / Т.Я. Дубнищева. - Новосибирск: Сибирское Университетское издательство, 2005 - 592c.

  2. Концепции современного естествознания.: учебник для вузов под ред.С.И.Самыгина.- Ростов-н-Д.: Феникс, 2008, 2003.-576 с.

  3. Лихин, А.Ф. Концепции современного естествознания : Учебник / А.Ф. Лихин. - М.: Проспект, 2006 - 264c.Концепции современного естествознания. - Под ред. В.Н.Лавриненко.: М.ЮНИТИ, 2008.- 303 с.

  4. Липовко, П.О. Практикум по естествознанию – Ростов-на-Дону/ Феникс. 2008.- 320 с.

  5. Лось, В.А. Основы современного естествознания. Уч. пособие. М., ИНФРА, 2007. – 192 с.

  6. Масленникова, И.С., Дыбов, А.М., Шапошникова Т.А. Концепции современного естествознания. - СПб, СПбГИЭУ. 2008.-283 с.

  7. Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания. М.:Высшая школа, 2009.

  8. Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ,2009.-287 с.

  9. Торосян, В.Г. Концепции современного естествознания. М.:Высшая школа, 2009.- 208 с.


Базы данных, Интернет-ресурсы,

информационно-справочные и поисковые системы

  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]: инф. система. – М.: ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика", 2005-2012. – Режим доступа: //www. http://window.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 11.04.2012)

  2. Интернет-университет информационных технологий – дистанционное образование – INTUIT.ru [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – М.: Открытые системы, 2003-2011. - Режим доступа: http://www.intuit.ru, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2012).

  3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс] Университетская библиотека on-line . Режим доступа:// http://www.biblioclub.ru/collection.php?id=24– Загл. с экрана (дата обращения 11.10.2012).

  4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс] Издательство Лань. Режим доступа:// http://e.lanbook.com/– Загл. с экрана (дата обращения 15.10.2012).




Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания
Охватывает широкий, почти необъятный, круг вопросов и является основополагающим, фундаментальным для всего современного образования....
Учебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания
Охватывает широкий, почти необъятный, круг вопросов и является основополагающим, фундаментальным для всего современного образования....
Учебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания специальность 030301. 65 Психология
Охватывает широкий, почти необъятный, круг вопросов и является основополагающим, фундаментальным для всего современного образования....
Учебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания специальность 030401. 65 История
Охватывает широкий, почти необъятный, круг вопросов и является основополагающим, фундаментальным для всего современного образования....
Учебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания специальность -080111. 65 Маркетинг
Охватывает широкий, почти необъятный, круг вопросов и является основополагающим, фундаментальным для всего современного образования....
Учебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания специальность -080507. 65 Менеджмент организации
Охватывает широкий, почти необъятный, круг вопросов и является основополагающим, фундаментальным для всего современного образования....
Учебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания специальность -080105. 65 Финансы и кредит
Охватывает широкий, почти необъятный, круг вопросов и является основополагающим, фундаментальным для всего современного образования....
Учебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания iconМетодические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Концепции современного естествознания» для студентов очного и заочного отделений
Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания iconРабочая программа для студентов направления 511800. 62 Математика. Компьютерные науки Тюменский государственный университет
А. В. Татосов. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания iconИконникова наталья игоревна степень, звание: Доктор философских наук, профессор Должность: Профессор кафедры Философии и социологии взфэи преподаваемые дисциплины: «Концепции современного естествознания»
Преподаваемые дисциплины: «Концепции современного естествознания», «Философия», «Исследование социально-экономических и политических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©urf.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов