Методическое пособие 2-е издание, переработанное и дополненное icon

Методическое пособие 2-е издание, переработанное и дополненное



НазваниеМетодическое пособие 2-е издание, переработанное и дополненное
страница1/13
Дата21.03.2013
Размер2.06 Mb.
ТипМетодическое пособие
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЙ


СПРАВОЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


2-е издание,

переработанное и дополненное


Т.С. ОСМАНОВ

("Юрист", 2011)


Рецензенты:


Меликян А.М. - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, член-корреспондент РАЕН.

Чудов П.С. - кандидат юридических наук, доцент.


ВВЕДЕНИЕ


Согласно Конституции Российской Федерации <1> право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17 и 18, ч. 1 и 2 ст. 46, ст. 52).

--------------------------------

<1> Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме.


Из приведенных конституционных положений во взаимосвязи со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах <2> и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод <3> следует, что правосудие как таковое должно обеспечивать эффективное восстановление в правах и отвечать требованиям справедливости.

--------------------------------

<2> Международный пакт о гражданских и политических правах (вместе с "Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах") (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС "КонсультантПлюс".

<3> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5) (заключена в г. Риме 04.11.1950) (в ред. от 13.05.2004) // СПС "КонсультантПлюс".


Развитие плодотворного и всестороннего сотрудничества требует ровных, корректных, цивилизованных межгосударственных отношений, основанных на подлинном уважении норм международного права. Важным элементом цивилизованных добрососедских отношений между государствами является надлежащее урегулирование личных и имущественных правоотношений, возникающих между гражданами и юридическими лицами разных государств, с тем, чтобы каждый гражданин, находясь на территории другого государства, а также вступая в определенные правоотношения с гражданами и организациями другого государства или приобретая определенные права за границей (например, на наследство и пр.), мог руководствоваться определенными, согласованными между государствами правилами реализации и защиты своих прав и законных интересов.

В связи с этим подлежат урегулированию вопросы правоспособности и дееспособности граждан и юридических лиц на территории иностранного государства, заключения и расторжения браков между гражданами разных государств, определения личных и имущественных правоотношений супругов, родителей и детей в смешанных браках, прав наследования и распоряжения наследственным имуществом на территории другого государства, установления опеки и попечительства в отношении иностранных граждан, выполнения судебных поручений по гражданским и уголовным делам, рассматриваемым за границей, признания и исполнения решений учреждений юстиции одного государства на территории другого, взаимодействия судебно-следственных органов разных государств при осуществлении уголовного преследования правонарушителей, находящихся за пределами государства, где ими совершены преступления, и т.д.

Многие из этих вопросов не могут получить полного и единообразного разрешения в рамках внутреннего законодательства соответствующих заинтересованных государств, и в целях их надлежащего регулирования заключаются двусторонние и многосторонние договоры об оказании взаимной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

Основными документами, определяющими направления двусторонних международных связей, являются соглашения, договоры, конвенции.

Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений Российской Федерации с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Решения судов Российской Федерации и судов иностранных государств, иных компетентных органов по гражданским, семейным, уголовным и другим делам, а также решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, вступившие в законную силу, взаимно признаются и приводятся в исполнение на территории Российской Федерации и иностранных государств, если признание и проведение в исполнение таких решений предусмотрены международным договором и федеральным законом.

Их цель - единообразное регулирование правоотношений, возникающих между гражданами и организациями договаривающихся государств, установление наиболее приемлемого для участников каждого договора порядка разрешения гражданско-правовых споров и иных правовых вопросов в соответствии с правилами договора или законодательством указанного в договоре государства, а также определение органов, компетентных рассматривать тот или иной спорный вопрос.

Процесс расширения договорно-правовых связей с зарубежными органами требует от органов юстиции и судов Российской Федерации более четкого и оперативного решения многочисленных вопросов, связанных с регулированием возникающих правоотношений и оказанием правовой помощи. От того, как рассматриваются эти вопросы судами Российской Федерации, зависит авторитет России на международной арене в сфере международного сотрудничества.

С расширением разносторонних связей и сотрудничества с другими государствами непрерывно возрастает объем правовой помощи, оказываемой гражданам и организациям иностранных государств органами юстиции, судами, другими правоохранительными органами Российской Федерации, к компетенции которых относятся гражданские и уголовные дела. При этом необходимо постоянно обеспечивать высокий качественный уровень этой работы, неукоснительно соблюдать порядок и формы оказания помощи, предусмотренные международными договорами и соответствующими правовыми актами Российской Федерации. От судей, работников органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, нотариата, загса требуется высокая ответственность и компетентность в выполнении обязательств, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Важность и ответственный характер этой работы определяются тем, что за каждым поручением и обязательством, предусмотренным договором, стоят одновременно российские и иностранные граждане, чьи права и законные интересы должны быть защищены квалифицированно и надежно, в строгом соответствии с положениями соответствующих договоров.


^ I. ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЙ

(ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)


Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств <4>.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) "О международных договорах Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.06.1995) // СПС "КонсультантПлюс".


Международное сотрудничество в сфере оказания правовой помощи осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, договоренностями, достигнутыми на основе международных принципов взаимности и вежливости, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные Союзом Советских Социалистических Республик (далее - СССР) действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР, международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации как государства - продолжателя Союза ССР.

Той же частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.

Этот основополагающий принцип Конституции Российской Федерации закреплен в ч. 3 ст. 1 УПК РФ, ч. 2 ст. 1 ГПК РФ, ч. 3 ст. 3 АПК РФ и ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми, если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

Международный договор - это соглашение двух или нескольких государств и (или) международных организаций, предусматривающее установление, изменение или прекращение взаимных обязательств участников экономических и иных отношений.

В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров "договор" означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования <5>.

--------------------------------

<5> Венская конвенция о праве международных договоров (заключена в Вене 23.05.1969) // СПС "КонсультантПлюс".


К многосторонним договорам с участием Российской Федерации относятся Конвенция по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954 <6>; Европейская конвенция о выдаче от 13.12.1957 <7> (Дополнительные протоколы к Конвенции о выдаче <8>), Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958 <9>; Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.1959 <10>; Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965 <11>; Венская конвенция о праве международных договоров (заключена в Вене 23.05.1969) <12>; Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18.03.1970 <13>; Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19.05.1978 <14>, Конвенция о передаче осужденных лиц от 21.03.1983 (ETS N 112) (заключена в г. Страсбурге 21.03.1983) <15>; Соглашение о порядке разрешений споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992 <16>; Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников Содружества (заключено в г. Москве 06.03.1998) <17>; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 <18>; Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28.03.1997 <19>; Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 06.03.1998 <20>.

--------------------------------

<6> Конвенция по вопросам гражданского процесса (вместе с "Нотой Министра иностранных дел СССР Министру иностранных дел Нидерландов о присоединении СССР к Конвенции...") (Конвенция заключена в г. Гааге 01.03.1954) (Нота подписана в г. Москве 17.09.1966) // СПС "КонсультантПлюс".

<7> Европейская конвенция о выдаче (ETS N 24) от 13.12.1957 // СПС "КонсультантПлюс".

<8> Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче (ETS N 86) от 15.10.1975 // СПС "КонсультантПлюс"; Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче (ETS N 98) от 17.03.1978 // СПС "КонсультантПлюс".

<9> Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (заключена в г. Нью-Йорке 10.06.1958) // СПС "КонсультантПлюс".

<10> Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS N 30) [рус., англ.] (заключена в г. Страсбурге 20.04.1959).

<11> Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам [рус., англ.] (заключена в г. Гааге 15.11.1965) // СПС "КонсультантПлюс".

<12> Венская конвенция о праве международных договоров (заключена в Вене 23.05.1969) // СПС "КонсультантПлюс".

<13> Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам [рус., англ.] (заключена в г. Гааге 18.03.1970) // СПС "КонсультантПлюс".

<14> Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19.05.1978 // СПС "КонсультантПлюс".

<15> Конвенция о передаче осужденных лиц от 21.03.1983 (ETS N 112) (заключена в г. Страсбурге 21.03.1983) // СПС "КонсультантПлюс".

<16> Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (заключено в г. Киеве 20.03.1992) // СПС "КонсультантПлюс".

<17> Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников Содружества (заключено в г. Москве 06.03.1998) // СПС "КонсультантПлюс".

<18> Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993) // СПС "КонсультантПлюс".

<19> Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28.03.1997 // СПС "КонсультантПлюс".

<20> Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (заключена в Москве 06.03.1998) // СПС "КонсультантПлюс".


Кроме того, Российская Федерация является участницей более 40 двусторонних договоров о правовой помощи, предусматривающих взаимное оказание правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Ираком, Ираном, Йеменом, Кипром, Киргизией, Китаем, КНДР, Кубой, Латвией, Литвой, Молдовой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Финляндией, Чехословакией, Эстонией, Югославией, Японией, государствами на территории бывшей Югославии (Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория, Словения, Хорватия) и др. <21>. Многие из таких договоров первоначально были подписаны и ратифицированы еще во время существования СССР, но продолжают свое действие на территории Российской Федерации в силу правопреемственности.

--------------------------------

<21> Сборник международных договоров РФ по оказанию правовой помощи. М., 1996. Международно-правовые аспекты экстрадиции. Сборник документов. М., 2000; Договор между РФ и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам // Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 229; Договор между РФ и КНР о выдаче // Собрание законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1668; Договор между РФ и Республикой Индией о выдаче // Собрание законодательства РФ. 2000. N 28. Ст. 2883; Договор между РФ и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам // Собрание законодательства РФ. 2000. N 28. Ст. 2884; Договор между РФ и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам // Собрание законодательства РФ. 2000. N 47. Ст. 4579; Договор между РФ и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам // Собрание законодательства РФ. 2001. N 9. Ст. 788; Договор между РФ и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам // Собрание законодательства РФ. 2002. N 7. Ст. 634; Договор между РФ и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам // Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2103; Договор с Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам (Федеральный закон о ратификации см.: Собрание законодательства РФ. 2000. N 41. Ст. 4039).


Российская Федерация только по Договору об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза от 5 июля 2010 года <22> является стороной о принудительном исполнении решений в области административного права.

--------------------------------

<22> Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (подписан в г. Астане 5 июля 2010 года) // СПС "КонсультантПлюс". Ратифицирован на основании Федерального закона от 5 апреля 2011 г. N 59-ФЗ "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза" // http://www.garant.ru/hotlaw/federal/317577.


Учитывая, что в настоящее время Российская Федерация не является стороной в каких-либо иных двухсторонних или многосторонних соглашениях о принудительном исполнении решений в области административного права, регламентирующих порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях на территории иностранных государств, механизм принудительного взыскания штрафов с нерезидентов Российской Федерации отсутствует. Наряду с проблемой принудительного взыскания штрафа с иностранного гражданина, совершившего административное правонарушение на территории Российской Федерации, возникают трудности, связанные с привлечением данной категории лиц к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ.

Следовательно, признать и исполнить решение суда Российской Федерации о привлечении лица к административной ответственности на территории иностранного государства за исключением указанного выше Договора не представляется возможным.

В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 146 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" <23> на Главные управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации как на территориальный орган возложено: получать в установленном порядке непосредственно или через Министерство юстиции Российской Федерации от компетентных органов иностранных государств запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и исполнять их либо направлять для организации исполнения в иные органы государственной власти в пределах федерального округа, а также направлять в компетентные органы иностранных государств непосредственно или через Министерство юстиции Российской Федерации запросы о правовой помощи, рассматривать другие обращения в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации.

--------------------------------

<23> Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю.


Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации осуществляют проверку правильности оформления поручений, запросов, ходатайств о правовой помощи как компетентных органов Российской Федерации, так и компетентных органов иностранных государств, а также документов, составленных во исполнение таких запросов, обеспечивают проверку их соответствия международным договорам.

При оказании международной правовой помощи гражданам международные соглашения в основном применяются судебными органами.

В случаях, предусмотренных международными договорами, и в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, орган юстиции по субъекту Российской Федерации при пересылке судебных документов наделен полномочиями непосредственного сношения с соответствующими учреждениями юстиции иностранных государств (к примеру, участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), за исключением Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдовы и Туркменистана).

По ряду международных соглашений суды Российской Федерации наделены полномочиями непосредственно направлять запросы о правовой помощи в компетентные органы иностранных государств, например, по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965 <24>.

--------------------------------

<24> Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам [рус., англ.] (заключена в г. Гааге 15.11.1965) // СПС "КонсультантПлюс".
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




Похожие:

Методическое пособие 2-е издание, переработанное и дополненное iconМ. Б. Введение в туризм: Учебник. Издание 6-е, переработанное и дополненное: «Издательский дом Герда», 2004. 448 с. Дополнительная: Воронкова Л. П. История туризма и гостеприимства: Учебное пособие
Биржаков М. Б. Введение в туризм: Учебник. – Издание 6-е, переработанное и дополненное: «Издательский дом Герда», 2004. – 448 с
Методическое пособие 2-е издание, переработанное и дополненное iconУчебно-методическое пособие для студентов гуманитарных специальностей Второе переработанное и исправленное издание саратов. 2008
Охватывает следующие аспекты: Право граждан на свободное объединение в политические партии и союзы
Методическое пособие 2-е издание, переработанное и дополненное iconРуководство пользователя Издание третье, переработанное и дополненное
Руководство предназначено для выпускников школ и абитуриентов, студентов, выпускников бакалавриата/специалитета, аспирантов и соискателей,...
Методическое пособие 2-е издание, переработанное и дополненное iconКафедра экономической теории и прикладной экономики
Экономическая теория: Учебно-методические рекомендации для выполнения курсовой работы студентами экономических специальностей. –...
Методическое пособие 2-е издание, переработанное и дополненное iconКафедра экономической теории и прикладной экономики
Экономическая теория: Учебно-методические рекомендации для выполнения курсовой работы студентами экономических специальностей. –...
Методическое пособие 2-е издание, переработанное и дополненное iconУчебно-методическое пособие для иностранных студентов
Учебно-методическое пособие предназначено для иностранных студентов первого курса всех факультетов. Составлено с учетом знаний и...
Методическое пособие 2-е издание, переработанное и дополненное iconМетодическое пособие по практике основного иностранного языка (английский) для студентов 3 курса
Как пишутся письма на английском языке: теоретический и практический курс [Текст]: методическое пособие / Ю. Р. Овечкина; Урал гос...
Методическое пособие 2-е издание, переработанное и дополненное iconУчебно-методическое пособие для студентов, интернов и клинических ординаторов Волгоград 2010 9
...
Методическое пособие 2-е издание, переработанное и дополненное iconУчебно-методическое пособие Для студентов I курса, обучающихся по направлениям 521600 «Менеджмент» (бакалавр)
Данное учебно-методическое пособие может быть использовано как при работе в аудитории, так и для дистанционного обучения и индивидуальной...
Методическое пособие 2-е издание, переработанное и дополненное iconМетодическое пособие для органов местного самоуправления Республики Тыва (далее методическое пособие), разработанное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва
Данное методическое пособие предназначено для оказания практической помощи, как главам, так и хуралам представителей муниципальных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©urf.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов