Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов icon

Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов



НазваниеМетодические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов
Дата24.07.2013
Размер168.79 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник


МУ «Управление образования

Администрации города Бийска»

Информационно-методический центр





Методические рекомендации

к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов


Методические рекомендации предназначены учителям для оказания практической и теоретической помощи в разработке и составлении рабочих программ учебных предметов, курсов.


Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов и курсов

^

Общие положения


В соответствии со статьей 32 п.7 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

^ Рабочая программа - документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.

Структура рабочей программы учебного предмета может определяться методическим или педагогическим советом школы на основе рекомендаций по разработке и утверждению рабочих программ.

^ Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии».

Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми (или на основе которых) составлена данная программа. Глоссарий в Приложении № 6.
^


Примерная структура рабочей программы учебного предмета


Рабочая программа учебного предмета может содержать следующие разделы:

  • Титульный лист

  • Паспорт

  • Пояснительную записку

  • Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий

  • Требования к уровню подготовки обучающихся

  • Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

  • Учебно-методическое обеспечение: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы, учебное оборудование и наглядные пособия (можно дополнить в таблицу поурочного планирования).



^ Титульный лист


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № ______»



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № »

__________/_______________

« » __________ 20________г.




В соответствии с Уставом школы

СОГЛАСОВАНО/УТВЕРЖДЕНА

Директор МОУ «СОШ № »

_____________/_______________


Приказ № ___от________20 г.


В соответствии с Уставом школы

СОГЛАСОВАНО/УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического/методического совета

Протокол № ________

« » ______________201___г.


В соответствии с Уставом школы



Рабочая программа

по ________________________________класс__

или название курса ____________________________________________

__________________________________________________________________

(уровень: базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения)


Учитель________________________________

Квалификационная категория______________________


Программа рассмотрена на заседании школьного ___________________________

Протокол от «____»____________201 г № ________________

Руководитель школьного __________________________( __________________________)

подпись расшифровка подписи


201_ - 201_ учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

^ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ








стр.

Паспорт программы ..…………………………………………………………………

3

Пояснительная записка……………………………………………………………….

4-5

Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий…………………………………………………….

6-12

Требования к уровню подготовки обучающихся

13

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки……………..

16

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся………………….

17-18

Приложения…………………………………………………………………………………….

19

Контрольно-измерительные материалы по курсу ………………………………….

20



^ Паспорт

рабочей программы учебного курса, предмета


Тип программы программа (начального общего образования, основного общего образования, среднего ( полного) общего образования).

^ Статус программы: рабочая программа (учебного, элективного, факультативного) курса

Назначение программы:

  • для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МОУ «СОШ №__» программа определяет приоритеты в содержании __________образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МОУ «СОШ №__» программа является основанием для определения качества реализации общего __________образования.

^ Категория обучающихся: учащиеся ___класса МОУ « СОШ №»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: _______ часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: _______часа в неделю

Формы контроля: «0 срез», текущий контроль, (итоговая контрольная работа, тест, аттестация, защита проекта, реферата) и т. д.


^ Пояснительная записка

Рабочая программа по ________________ составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по _________, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

  3. Учебного плана МОУ « СОШ № ___» на 201_-201_ учебный год.

  4. Примерной и авторской программы (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по _________________(с указанием авторов УМК). Пример Пояснительной записки представлен в Приложении № 1.


^ Обоснование выбора системы обучения и (или) различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы


  1. Обоснование выбора образовательной программы, системы, УМК. (Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях) или обоснование включения в учебный план данного курса, модуля и т.д..

  2. Обоснование внесения изменений в примерную (авторскую) программу (анализ образовательных потребностей учащихся и их родителей; материально-технического, информационного, кадрового обеспечения; миссия образовательного учреждения).

  3. Цели, задачи и особенности преподавания курса.

  4. Методы и формы обучения (особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении) и промежуточной аттестации учащихся (в соответствии с Положением о промежуточной аттестации учащихся в образовательном учреждении)).


^ Календарно-тематический план

Тематический план включает в себя основное содержание всех разделов /тем /курса с указанием бюджета времени на их изучение.

^ Если учитель сохраняет структуру курса, как в авторской программе, то достаточно сделать ссылку на авторскую программу.

В примерной программе нет разбивки курса по классам и тем по часам. Это необходимо сделать учителю.

При планировании курса необходимо учесть количество учебных недель.


^ Варианты табличного представления учебно-тематического планирования

Вариант 1

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Дата

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1.

Название изучаемой темы № 1



















1.1.

Тема урока 1



















В нижней части таблицы часы суммируются




Итого:




















Вариант 2

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

^ Количество часов

Теоретические

практические

1.













В нижней части таблицы часы суммируются




Итого











Вариант 3

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.










В нижней части таблицы часы суммируются




Итого





Вариант 4

п/п

Наимено-вание разделов и тем

Коли-чество часов

^ Кален-дарные сроки

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

Повторение

1.























Вариант 5

п/п

Наимено-вание разделов и тем программы

Коли-чество часов

Сроки

Занятия на уроках

Лаборатор-ные и практи-ческие работы

^ Самостоя-тельная учебная деятель-ность

Виды контроля

1.






















Вариант 6



Наименование

разделов и тем

^ Всего

часов

Лабораторные и практические (тема)

Контрольные и диагностические материалы

Экскурсии

Примечание














































Вариант 7

Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.ed.gov.ru/ob- edu/noc/rub/standart


Требования к уровню подготовки обучающихся

Элемент структуры Рабочей программы «^ Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны:

описываться через действия учащихся;

обозначать определенный уровень достижений;быть достижимыми и подлежащими оценке;

описываться понятным для учащихся языком.

Например, в конце учебного курса учащиеся смогут: различать…, сравнивать…, обосновывать …

Средством, позволяющим сформулировать требования к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения, выступает таксономия целей обучения, разработанная Б.С. Блумом (Приложение № 2, 3). Пример требований к уровню подготовки учащихся рассмотрен в Приложении № 4.


^ Характеристика контрольно-измерительных материалов,

используемых при оценивании уровня подготовки учащихся

В данном пункте программы можно перечислить формы контроля (диктанты, тесты, творческие задания, контрольные работы), критерии оценки.

В приложении к рабочей программе можно представить контрольно- измерительные материалы. Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом. Так, если учебно-тематический план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к Рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ. Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы (Приложение № 5). Устные – перечень вопросов и заданий.


^ Перечень компонентов учебно-методического комплекса,

обеспечивающего реализацию рабочей программы:

- базовый учебник;

- дополнительная литература для учителя и учащихся;

- перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, обучающих, справочно-информационнных, контролирующих компьютерных программ.


^ Порядок согласования и утверждения рабочих программ

Порядок согласования и утверждения рабочей программы определяется самим общеобразовательным учреждением и закрепляется локальным актом.

Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

        • Обсуждение Программы на заседании предметного методического объединения;

  • согласование у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.;

  • допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения;

  • обсуждение и принятие Программы на заседании методического или педагогического совета;

  • Рабочие программы либо решение Совета утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения (в соответствии с Уставом ОУ).

Первый экземпляр программы и электронная копия передаются в научно-методический совет школы как составляющая образовательной программы школы.

Два вторых экземпляра хранятся у руководителя МО и у учителя.

Корректировки рабочей программы, если это необходимо, осуществляются ее составителем только после их обсуждения на заседании МО и оформляются в виде приложения к первоначальному варианту программы.

Список литературы должен ежегодно обновляться с учетом федеральных перечней учебников.


^ Оформление рабочей программы


Текст набирается шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля левое 2 см., правое - 10, верхнее, нижнее – 2 см.; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Номера страниц проставляются посередине верхнего листа.

Учебный план прошивается, скрепляется печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения (Приложение 1).

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги).


Приложение № 1

Приложение № 2










Приложение № 3




Приложение № 4


Приложение № 5

Приложение № 6


Глоссарий

Программа (от греч. – объявление, распоряжение) – целостное, краткое изложение содержания какой-либо деятельности; содержание и план деятельности, работ; нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.

^ К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».

Примерная (типовая) учебная программа (далее Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

Примерная программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

^ Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

^ Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

^ Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания.

Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.


^ Рабочая учебная программа

документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении (по О.Г.Важновой).


Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, которым он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определённого класса содержание, формы, методы, приёмы организации образовательного процесса с целью получения результата соответствующего требованиям стандарта.




Похожие:

Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов iconМетодические рекомендации по разработке рабочих программ программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения
Охватывает и лексику текстов по разным предметам и сам текст – его строение применительно к разным учебным предметам
Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов iconРекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный
О рекомендациях по разработке рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана оу, реализующих федеральный государственный...
Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов iconОсобенности разработки рабочих программ по предмету
«Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения» утвердил...
Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов iconТ. А. Гайдук положение о рабочей программе I. Общие положения Данное положение разработано в соответствии с п. 2 ст. 32 Закон
Уставом моу лицея №48, с целью регламентации деятельности должностных лиц и органов самоуправления по разработке и утверждению рабочих...
Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов iconРегламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках»
Амент) устанавливает порядок оказания муниципальных услуг по предоставлению информации об образовательных программах и учебных планах,...
Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов iconПоложение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения
Рабочая программа является компонентом основных образовательных программ, средством фиксации содержания образования на уровне учебных...
Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов iconПоложение о структуре, порядке разработки и утверждения
Настоящее Положение определяет структуру и порядок разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов и дисциплин...
Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов iconОсновные замечания и рекомендации, выявленные в ходе проверки рабочих программ дисциплин (рпд), учебных и производственных практик (рпп) и учебно-методических
Всем кафедрам всех факультетов Волггму и его филиала следует доработать и сдать на согласование омкк рабочие программы дисциплин,...
Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов icon«Методические рекомендации по разработке учебного плана конкретного профиля обучения» Что нужно знать администратору о базисном учебном плане?
Й учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет...
Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов icon«Методические рекомендации по разработке учебного плана конкретного профиля обучения» Что нужно знать администратору о базисном учебном плане?
Й учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©urf.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов