|
Содержание /home/server/urfpodeliseru |
М ![]() Администрации города Бийска» Информационно-методический центр ![]() Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов Методические рекомендации предназначены учителям для оказания практической и теоретической помощи в разработке и составлении рабочих программ учебных предметов, курсов. Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов и курсов ^ В соответствии со статьей 32 п.7 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин. Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета. ^ Структура рабочей программы учебного предмета может определяться методическим или педагогическим советом школы на основе рекомендаций по разработке и утверждению рабочих программ. ^ составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии». Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми (или на основе которых) составлена данная программа. Глоссарий в Приложении № 6. ^ Рабочая программа учебного предмета может содержать следующие разделы:
^ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № ______»
Рабочая программа по ________________________________класс__ или название курса ____________________________________________ __________________________________________________________________ (уровень: базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения) Учитель________________________________ Квалификационная категория______________________ Программа рассмотрена на заседании школьного ___________________________ Протокол от «____»____________201 г № ________________ Руководитель школьного __________________________( __________________________) подпись расшифровка подписи 201_ - 201_ учебный год СОДЕРЖАНИЕ ^
^ рабочей программы учебного курса, предмета Тип программы программа (начального общего образования, основного общего образования, среднего ( полного) общего образования). ^ рабочая программа (учебного, элективного, факультативного) курса Назначение программы:
^ : учащиеся ___класса МОУ « СОШ №» Сроки освоения программы: 1 год. Объем учебного времени: _______ часов. Форма обучения: очная. Режим занятий: _______часа в неделю Формы контроля: «0 срез», текущий контроль, (итоговая контрольная работа, тест, аттестация, защита проекта, реферата) и т. д. ^ Рабочая программа по ________________ составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
^
^ Тематический план включает в себя основное содержание всех разделов /тем /курса с указанием бюджета времени на их изучение. ^ . В примерной программе нет разбивки курса по классам и тем по часам. Это необходимо сделать учителю. При планировании курса необходимо учесть количество учебных недель. ^ Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7 Ф ![]() Требования к уровню подготовки обучающихся Элемент структуры Рабочей программы «^ » представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу. При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны: описываться через действия учащихся; обозначать определенный уровень достижений;быть достижимыми и подлежащими оценке; описываться понятным для учащихся языком. Например, в конце учебного курса учащиеся смогут: различать…, сравнивать…, обосновывать … Средством, позволяющим сформулировать требования к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения, выступает таксономия целей обучения, разработанная Б.С. Блумом (Приложение № 2, 3). Пример требований к уровню подготовки учащихся рассмотрен в Приложении № 4. ^ используемых при оценивании уровня подготовки учащихся В данном пункте программы можно перечислить формы контроля (диктанты, тесты, творческие задания, контрольные работы), критерии оценки. В приложении к рабочей программе можно представить контрольно- измерительные материалы. Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом. Так, если учебно-тематический план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к Рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ. Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы (Приложение № 5). Устные – перечень вопросов и заданий. ^ обеспечивающего реализацию рабочей программы: - базовый учебник; - дополнительная литература для учителя и учащихся; - перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, обучающих, справочно-информационнных, контролирующих компьютерных программ. ^ Порядок согласования и утверждения рабочей программы определяется самим общеобразовательным учреждением и закрепляется локальным актом. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
Первый экземпляр программы и электронная копия передаются в научно-методический совет школы как составляющая образовательной программы школы. Два вторых экземпляра хранятся у руководителя МО и у учителя. Корректировки рабочей программы, если это необходимо, осуществляются ее составителем только после их обсуждения на заседании МО и оформляются в виде приложения к первоначальному варианту программы. Список литературы должен ежегодно обновляться с учетом федеральных перечней учебников. ^ Текст набирается шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля левое 2 см., правое - 10, верхнее, нижнее – 2 см.; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Номера страниц проставляются посередине верхнего листа. Учебный план прошивается, скрепляется печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения (Приложение 1). Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги). П ![]() П ![]() ![]() ![]() ![]() Приложение № 3 ![]() П ![]() П ![]() Приложение № 6 Глоссарий Программа (от греч. – объявление, распоряжение) – целостное, краткое изложение содержания какой-либо деятельности; содержание и план деятельности, работ; нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели. ^ : «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса». Примерная (типовая) учебная программа (далее Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). Примерная программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. ^ является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). ^ определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). ^ – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация. ^ документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении (по О.Г.Важновой). Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, которым он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определённого класса содержание, формы, методы, приёмы организации образовательного процесса с целью получения результата соответствующего требованиям стандарта. |
![]() | Методические рекомендации по разработке рабочих программ программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Охватывает и лексику текстов по разным предметам и сам текст – его строение применительно к разным учебным предметам | ![]() | Рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный О рекомендациях по разработке рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана оу, реализующих федеральный государственный... |
![]() | Особенности разработки рабочих программ по предмету «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения» утвердил... | ![]() | Т. А. Гайдук положение о рабочей программе I. Общие положения Данное положение разработано в соответствии с п. 2 ст. 32 Закон Уставом моу лицея №48, с целью регламентации деятельности должностных лиц и органов самоуправления по разработке и утверждению рабочих... |
![]() | Регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках» Амент) устанавливает порядок оказания муниципальных услуг по предоставлению информации об образовательных программах и учебных планах,... | ![]() | Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Рабочая программа является компонентом основных образовательных программ, средством фиксации содержания образования на уровне учебных... |
![]() | Положение о структуре, порядке разработки и утверждения Настоящее Положение определяет структуру и порядок разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов и дисциплин... | ![]() | Основные замечания и рекомендации, выявленные в ходе проверки рабочих программ дисциплин (рпд), учебных и производственных практик (рпп) и учебно-методических Всем кафедрам всех факультетов Волггму и его филиала следует доработать и сдать на согласование омкк рабочие программы дисциплин,... |
![]() | «Методические рекомендации по разработке учебного плана конкретного профиля обучения» Что нужно знать администратору о базисном учебном плане? Й учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет... | ![]() | «Методические рекомендации по разработке учебного плана конкретного профиля обучения» Что нужно знать администратору о базисном учебном плане? Й учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет... |