Положение о методической работе icon

Положение о методической работе




Скачать 120.7 Kb.
НазваниеПоложение о методической работе
Дата26.02.2013
Размер120.7 Kb.
ТипДокументы
источник



Положение о методической работе

ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

и его структурных подразделениях


Положение разработано на основании:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 13.01.1996 № 12 ФЗ (от 25.06.2002 №71- ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 09.02 2007 № 17-ФЗ, 20.04.2007 № 56-ФЗ, 21.07.2007 № 194- ФЗ, 01.12.2007 № 309- ФЗ);

- Федерального закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» от 22.08.1996 № 125- ФЗ (в ред. Федеральных законов);

- Устава, принятого на конференции трудового коллектива ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина» (далее – Университет) и утвержденного федеральным агентством по образованию и науке Российской Федерации.

1. Общие положения


1.1. Методическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение учебного процесса учебно-методической документацией, на повышение профессиональной компетентности преподавателей, на совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы в Университете с учетом состояния и перспектив развития организаций и учреждений, для которых Университет готовит специалистов.

1.2. Основная цель методической работы – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса.

1.3. Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели методической работы, осуществляется в Университете в формах учебно-методической работы (УМР), научно-методической работы (НМР), организационно-методической работы (ОМР).

1.3.1. Научно-методическая работа предполагает перспективное развитие процесса обучения, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых методов, форм и средств организации и технологии образовательного процесса на основе проведения исследований и обобщения инновационного опыта.

1.3.2. Учебно-методическая работа направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, внедрение в него рекомендаций, выработанных в результате выполнения научно-методической работы, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава.

1.3.3. Организационно-методическая работа охватывает мероприятия по управлению методической работой.

1.4. Методическая работа в Университете осуществляется на трех уровнях: кафедральном, факультетском, вузовском.

1.4.1. Основным звеном, осуществляющим методическую работу по учебным дисциплинам, является кафедра.

1.4.2. На факультетском уровне реализуются методические мероприятия общефакультетского и межкафедрального масштабов, связанные с подготовкой по специальностям факультетов.

1.4.3. На вузовском уровне решаются проблемы и выполняются методические мероприятия межкафедрального, общевузовского, межвузовского масштабов.


^ 2. Управление методической работой в Университете


2.1. Цель управления – обеспечение эффективности мероприятий по решению задач методической работы.

2.2. Содержанием управления является целенаправленное воздействие на процессы, этапы и содержание методической работы на всех уровнях иерархии.

2.3. К функциям управления методической работой на каждом уровне относятся:

- прогнозирование;

- планирование;

- организация;

- регулирование и координация;

- контроль, учет;

- коррекция.

2.4. Управление методической работой осуществляют административные (штатные) звенья и функциональные звенья, т. е. нештатные коллегиальные постоянно действующие методические органы, создаваемые из числа наиболее квалифицированных преподавателей и других работников Университета (таблица 1).

2.5. Методическая работа в Университете регламентируется:

- документами Минобразования России;

- настоящим Положением;

- решениями и рекомендациями Ученого совета и организационно-методического совета Университета;

- приказами и распоряжениями по Университету;

- планом работы Университета и соответствующих подразделений.

^ Таблица 1

Звенья системы управления методической работой

в БПГУ имени В.М. Шукшина

^ Уровни иерархии

Административные звенья

Функциональные звенья

Кафедра

Заведующий кафедрой

Методическая группа кафедры (ответственный за методическую работу)

Факультет

Декан

Организационно-методическая комиссия факультета

Вуз

Первый проректор

Организационно-методический совет вуза


^ 3. Организация методической работы на кафедре


3.1. Методическая работа на кафедре направлена на совершенствование преподавания закрепленных за кафедрой дисциплин, оптимизацию и интенсификацию учебного процесса, улучшение его методического обеспечения, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава.

3.2. Направления методической работы кафедры регламентируются перечнем основных ее форм и видов (приложение 1). Конкретное содержание методической работы кафедры определяется планом работы.

3.3. Методическая работа на кафедре выполняется силами преподавателей в пределах "второй половины" шестичасового рабочего дня. Методическая работа, выполняемая преподавателем в рамках любой из ее форм (УМР, НМР, ОМР), рассматривается как его функциональная обязанность. Эта работа планируется и учитывается в соответствующем разделе индивидуального плана работы преподавателя. Объем и качество методической работы служат одним из главных критериев оценки деятельности преподавателя.

3.4. Помимо методической работы непосредственно по преподаваемой дисциплине преподаватели могут привлекаться к разработке методических вопросов межкафедрального, факультетского и общевузовского масштабов, а также к участию в деятельности коллегиальных методических органов и в организационно-методической работе по отдельным заданиям органов управления Университета.

3.5. Определенные виды работы по методическому обеспечению учебного процесса выполняются учебно-вспомогательным персоналом кафедры, что регламентируется должностными инструкциями соответствующих лиц и планами работы.

3.6. Методической работой на кафедре руководит заведующий кафедрой. Он несет ответственность за ее эффективность и качество, уровень организации и обеспечения учебного процесса. По этим вопросам он подотчетен Ученым советам Университета и факультета, ректору и декану, организационно-методической комиссии факультета и организационно-методическому совету Университета.


^ 4. Организация методической работы на факультете


4.1. Для решения задач методической работы на факультете создается организационно-методическая комиссия (далее – ОМК).

4.1.1. ОМК является коллегиальным органом, состоящим из председателя и членов. В состав ОМК включаются наиболее опытные в различных направлениях методической работы. Количественный состав ОМК зависит от масштаба факультета, числа специальностей и кафедр.

4.1.2. Председателем ОМК является декан факультета. Он несет ответственность за состояние этой работы на факультете и подотчетен перед Ученым советом Университета, ректоратом, организационно-методическим советом Университета.

4.1.3. На заместителя председателя ОМК возлагаются обязанности повседневного и конкретного руководства методической работой на факультете.

4.1.4. ОМК периодически отчитывается о своей деятельности перед советом факультета. Информация по этим вопросам может заслушиваться на заседаниях организационно-методического совета Университета.

4.1.5 Для выполнения отдельных заданий ОМК может по согласованию с заведующим кафедрой привлекать любого преподавателя кафедр.

4.1.6. По мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца, проводятся заседания ОМК. По рассмотренным вопросам ОМК вырабатывает рекомендации и решения.

4.1.7. Для выполнения работы по межкафедральным и другим важным методическим проблемам на факультете по решению декана могут создаваться временные межкафедральные рабочие группы из числа преподавателей разных кафедр. Комплектование этих групп, руководство и контроль их деятельности осуществляет ОМК.

4.1.8. Рекомендации и решения ОМК, а также разработанные ею учебно-методические документы рассматриваются советом факультета.

4.2. Основным содержанием методической работы на факультетском уровне является координация и контроль методической работы кафедр факультета с целью совершенствования подготовки специалистов по специальностям факультета.

4.3. Методической работой на факультете руководит декан.

4.4. Методическая работа факультета ведется в соответствии с годовым планом.

4.5. В решении принципиальных вопросов методической работы участвует совет факультета. Он обсуждает основные методические проблемы, рассматривает подготовленные на факультете учебно-методические документы межкафедрального и общефакультетского масштабов и пр.

4.6. Задачи ОМК:

- определение основных направлений методической работы факультета и отдельных кафедр на учебный год;

- выработка единых подходов и путей решения методических проблем на кафедрах факультета;

- анализ планов методической работы кафедр и их согласование;

- составление плана методической работы факультета;

- осуществление реализации плана методической работы факультета;

- контроль и координация методической работу кафедр;

- изучение и анализ качества преподавания отдельных дисциплин на кафедрах факультета, их методического обеспечения;

- осуществление организационно-методического руководства работой методических групп кафедр;

- разработка практических мероприятий по выполнению на факультете решений вышестоящих органов, контроль их выполнения;

- решение текущих вопросов методической работы на факультете;

- руководство разработкой проектов основных образовательных программ (ООП) по специальностям факультета, учебно-методических комплексов по дисциплинам, других учебно-методических документов межкафедрального и факультетского масштабов;

- анализ учебно-методических комплексов дисциплин и других материалов межкафедрального и общеуниверситетского масштабов, составленных кафедрами факультета и рекомендация их к изданию.

- решение методических проблем межкафедрального уровня;

- организация на факультетском уровне контрольных посещений и открытых занятий;

- изучение и обобщение инновационного опыта методической работы кафедр на других факультетах Университета и родственных факультетах других учебных заведений;

- проведение на факультете мероприятий по методическим проблемам;

- участие в подготовке и проведении межвузовских и внутривузовских научно-методических конференций и семинаров, смотров, конкурсов, выставок к других мероприятий методического направления;

- составление отчетов, докладов и справок о методической работе на факультете.

4.7. ОМК имеет право:

- рассматривать и согласовывать планы методической работы кафедр.

- проверять и оценивать методическую работу кафедр и отдельных исполнителей; проверять деятельность методических групп кафедр, давать рекомендации по организации методической работы на кафедрах;

- направлять членов комиссии для посещения занятий, проводимых профессорско-преподавательским составом кафедр;

- рассматривать учебно-методические документы, разработанные кафедрами, давать заключения по ним;

- заслушивать информацию заведующих кафедрами, и отдельных преподавателей по вопросам методической работы;

- принимать решения и рекомендации по вопросам методической работы на факультете; готовить проекты распоряжений декана по этим вопросам;

- готовить и передавать на рассмотрение вышестоящих органов предложения по совершенствованию методической работы;

- вносить на рассмотрение декана факультета предложения о поощрении преподавателей за достижения в методической работе;

- рассматривать отчеты о методической работе кафедр.

4.8. Основная документация по методической работе, составленная на факультете, передается в организационно-методический совет Университета для координации контроля исполнения.


^ 5. Общая организация методической работы в Университете

5.1 Руководство методической работой в Университете осуществляет ректор через первого проректора, который непосредственно несет ответственность за организацию и состояние методической работы и периодически отчитывается о ней перед Ученым советом Университета в соответствии с планом работы.

5.2. При первом проректоре в качестве органа управления методической работой в Университете создается организационно-методический совет.

5.3. Помимо должностных лиц и органов, определенные функции в области организации методической работы в Университете выполняют учебно-методическое управление, редакционно-издательский отдел.

5.4. Методическая работа в Университете включает: определение главных направлений и проблем этой работы; ее координацию и контроль; руководство всеми структурными подразделениями, выполняющими методическую работу; решение методических проблем межфакультетского и общевузовского уровней и отдельных частных проблем; обеспечение широкого обмена инновационным опытом работы и его внедрение; организацию повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

5.5. Разработка и принятие принципиальных решений в области методической работы осуществляется с участием Ученого совета Университета, который рассматривает план методической работы вуза, план работы организационно-методического совета, решения по наиболее важным проблемам, отчет о методической работе вуза, отчет о работе организационно-методического совета, периодически заслушивает информацию председателя организационно-методического совета о состоянии методической работы в вузе.


Приложение 1




Примерный перечень форм и видов методической работы кафедры


1. Учебно-методическая работа

- подготовка к лекционным, практическим, семинарским, лабораторным занятиям, учебной практике:

- разработка, написание, переработка, рецензирование, подготовка к изданию конспектов лекций, сборников упражнений, задач, лабораторных практикумов, частных методик по дисциплинам, методических материалов по проведению деловых игр, решению производственных задач, анализу конкретных ситуаций и т. д., методических материалов по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), методических разработок по применению новых информационных технологий в учебном процессе и других учебно-методических документов;

- составление новых рабочих учебных планов специальностей и специализаций;

- составление учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД);

- переработка действующих программ дисциплин;

- постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ;

- внедрение новых информационных технологий в учебный процесс;

- работы, связанные с применением ПЭВМ в учебном процессе; разработка задач, отладка программ и т.д.;

- разработка методических материалов по контролю знаний студентов;

- составление тематики, заданий и подбор различных документов по расчетно-графическим работам, дипломным и курсовым, контрольным работам, домашним заданиям, производственной практике;

- разработка сценариев учебных видеофильмов;

- разработка дидактических материалов: наглядных пособий, плакатов, раздаточных материалов и др.;

- разработка, подбор и подготовка материалов к телевизионной лекции;

- подготовка и проведение олимпиад со студентами и абитуриентами;

- составление карт обеспеченности дисциплин учебной и учебно-методической литературой, учебно-методической документацией;

- составление документов по планированию учебного процесса: календарных планов дисциплин, графика самостоятельной работы студентов, графика прохождения практики и др.;

- участие во внутривузовских мероприятиях по повышению педагогической квалификации;

- контрольные посещения занятий заведующими кафедрами, взаимные посещения занятий, участие в проведении показательных, открытых и пробных занятий;

- подготовка и проведение инструкторско-методических занятий с преподавателями.


2. ^ Научно-методическая работа:

- выполнение плановых госбюджетных научно-методических работ по проблемам высшей школы;

- написание и подготовка к изданию учебников и учебных пособий, научно-методических статей и докладов;

- научное редактирование учебников, учебных пособий, научно-методических статей и докладов;

- рецензирование учебников, учебных пособий, конкурсных и других материалов;

- работа в секциях организационно-методического совета Университета и организационно-методических комиссий факультетов.

- участие в работе Ученого совета Университета, советов факультетов.

- разработка новых образовательных технологий.


3. ^ Организационно-методическая работа:

- проведение работы по профессиональной ориентации молодежи при поступлении в Университет;

- работа в приемной комиссии.

- подготовка материалов к заседаниям кафедры, совета факультета, Ученого совета вуза.

- работа в составе (в качестве председателя или члена) организационно-методической комиссии факультета, организационно-методического совета Университета;

- организационно-методическая работа по заданиям органов управления высшей школой;

- участие в подготовке и работе вневузовских и внутривузовских конференций, семинаров, смотров, конкурсов, выставок.

Добавить в свой блог или на сайт



Похожие:

Положение о методической работе iconПоложение о научно-методической (экспериментально-практической) работе педагогов
...

Положение о методической работе iconПоложение о работе педагога-психолога Государственного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №2034
Настоящее положение определяет структуру и порядок работы педагога-психолога в гоу д/с комбинированного вида №2034 (далее доу), служит...

Положение о методической работе iconПоложение о методическом совете
Краснодар (далее мбоу дод дмц, центр, учреждение) коллективный общественный профессиональный орган объединяющий членов педагогического...

Положение о методической работе iconПротокол № от 20 г. Положение о методическом объединении
Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим...

Положение о методической работе iconПротокол № Положение о методическом объединении
Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы Детской школы искусств «Родник», осуществляющим...

Положение о методической работе iconПоложение о школьной предметной декаде
Школьные предметные недели проводятся ежегодно методическими кафедрами с целью повышения профессиональной компетенции учителей в...

Положение о методической работе iconСредняя общеобразовательная школа №696 зоуо до г. Москвы положение о методическом объединении
Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим...

Положение о методической работе iconПриказ от «30» августа 2011 г. №242/2-о директор моу сош №96 Т. Б. Подносова положение
Методическое объединение учителей-предметников является основным структурным подразделением методической службы Школы, осуществляющим...

Положение о методической работе iconПротокол № от 200 г. Утверждаю: Заведующий гоу д/с №1479 Ф. Г. Джабарова 200 г. Положение
Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим...

Положение о методической работе iconРеализация единой методической темы – одна из форм организации методической работы мо
Одной из важных форм методической работы является работа над единой методической темой общеобразовательно­го учреждения

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©urf.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы