Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова» icon

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова»



НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова»
страница1/7
Дата19.09.2013
Размер1.2 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки Российской Федерации


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова»


Утверждено

на заседании Методического совета

протокол № __ от «___» ___________ 201__ г.

Зам. Председателя совета _________Шубенкова Е.В.


Кафедра Экономической теории


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


МАКРОЭКОНОМИКА


Направление подготовки: 080100 «Экономика»


Профиль подготовки:

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр


Москва – 2012


Составители: д.э.н., проф. Чередниченко Л.Г.

к.э.н., проф. Дубовик М.В.

к.э.н., проф. Савинова М.В.

к.э.н., доц. Батудаева Л.И.


Рецензенты:

Директор Межвузовского центра экономического образования Министерства образования и науки РФ (на базе МИЭМ (ТУ)), д.э.н., профессор Стерликов Ф.Ф.;

Зав. кафедрой национальной и региональной экономики ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» к.э.н., проф. Гагарина Г.Ю.


Дисциплина «Макроэкономика» относится к блоку дисциплин Б3.


^ Целью дисциплины является формирование теоретической базы (концептуальной и методологической) и практических навыков анализа экономических явлений и процессов на макроуровне. Стратегической целью дисциплины является формирование экономического образа мышления. Учебные задачи дисциплины: дать углубленное представление о принципах и законах функционирования рыночной экономики на макроуровне; сформировать навыки использования теоретических моделей для анализа экономической ситуации, прогнозирования и предвидения последствий государственной экономической политики на макроуровне; научить рассчитывать базовые макроэкономические показатели.


Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация «бакалавр») и предназначена для преподавания дисциплины «Макроэкономика» студентам очной формы обучения ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова».


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры экономической теории, протокол № 4 от 7 ноября 2012 г.


Заведующий кафедрой ________________ Чередниченко Л.Г.


Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры экономической теории, протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.


Заведующий кафедрой ________________

(подпись) (Ф.И.О.)


Одобрено советом факультета ______________________________,

протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.


Председатель ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)


Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры экономической теории, протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.


Заведующий кафедрой ________________

(подпись) (Ф.И.О.)


Одобрено советом факультета ______________________________,

протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.


Председатель ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)


Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры экономической теории, протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.


Заведующий кафедрой ________________

(подпись) (Ф.И.О.)


Одобрено советом факультета ______________________________,

протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.


Председатель ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)


Содержание


^ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 5

Цель дисциплины «Макроэкономика» 5

Учебные задачи дисциплины «Макроэкономика» 5

Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5

Требования к результатам освоения содержания дисциплины 5

Формы контроля 7

^ II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА» 8

Содержание разделов дисциплины 8

Обеспечение содержания дисциплины 18

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 30

^ IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА» 31

Рекомендуемая литература 31

Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины 32

Материально-техническое обеспечение дисциплины 32

^ V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА 32

Тематика курсовых работ..............................................................................................................32

Вопросы к экзамену 32

Примеры тестов для контроля знаний 34

^ VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА» 37

ПРИЛОЖЕНИЯ 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 49


I. Организационно-методический раздел


Цель дисциплины «Макроэкономика»: формирование теоретической базы (концептуальной и методологической) и практических навыков анализа экономических явлений и процессов на микроуровне. Стратегической целью дисциплины является формирование экономического образа мышления.


^ Учебные задачи дисциплины «Макроэкономика»:

- дать углубленное представление о принципах и законах функционирования рыночной экономики на макроуровне;

- сформировать навыки использования теоретических моделей для анализа экономической ситуации, прогнозирования и предвидения последствий государственной экономической политики на макроуровне;

- научить рассчитывать базовые макроэкономические показатели, такие как потенциальная и фактическая величина валового продукта, условия достижения макроэкономического равновесия и его отклонений, величина мультипликативного изменения национального дохода, уровень безработицы, инфляции и др.


^ Место дисциплины «Макроэкономика» в структуре ООП ВПО.

Учебная дисциплина «Макроэкономика» относится к Профессиональному циклу (базовая часть) структуры ООП: Б3 согласно коду УЦ ООП.

Изучение данной дисциплины опирается на знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как «История», «История экономики», «Иностранный язык» (преимущественно английский), «Математический анализ», «Информатика», «Микроэкономика». В свою очередь, изучение дисциплины «Макроэкономика» является необходимой основой для овладения знаниями по таким дисциплинам как «Национальная экономика», «Статистика», «Эконометрика», «Маркетинг», «Менеджмент», «Экономика труда», «Финансы», «Рынок ценных бумаг» и др.

Для успешного освоения дисциплины «Макроэкономика», студент должен:

- знать основные этапы и события экономической истории;

- знать базовые философские концепции и методы познания;

- уметь использовать современные технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач.

- владеть английским языком на уровне, позволяющем понять смысл основных экономических терминов;

- владеть навыками практического применения базовых методов математического анализа;


^ Требования к результатам освоения содержания дисциплины «Макроэкономика».

В результате освоения дисциплины «Макроэкономика» должны быть сформированы следующие компетенции:

  • ОК – 1 - владеет культурой мышления (в т.ч. – экономического), способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения

  • ОК – 2 - способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

  • ОК – 3 - способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире

  • ОК – 4 - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

  • ОК – 6 - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

  • ОК – 11 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

  • ПК – 2 - способен на основе типовых методик и действующей нормативно правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

  • ПК – 6 - способен на основе описания экономических явлений и процессов строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

  • ПК – 8 - способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

  • ПК – 9 - способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

  • ПК – 14 - способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы



В результате освоения студент должен:


    • знать:

- закономерности функционирования современной экономики на микроуровне – ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 4, ПК – 14;

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории – ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 4, ОК – 6, ПК – 6, ПК – 8, ПК – 9, ПК – 14;

- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки – ОК – 2, ОК – 3, ОК – 4, ОК – 11, ПК – 14;

- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства – ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 4, ОК – 11, ПК – 8, ПК – 9, ПК – 14.


    • уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне – компетенции ОК – 1, ОК – 3, ОК – 4, ПК – 8;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий – компетенции ОК – 1, ОК – 3, ОК – 4, ПК – 6, ПК – 8, ПК – 14;

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации – компетенции ОК – 4, ПК – 8, ПК – 9;

- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей – компетенции ОК – 1, ПК – 8, ПК – 2

- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты – компетенции ОК – 1, ПК – 6, ПК – 2;

- прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведения экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микроуровне – компетенции ОК – 1, ПК – 8, ПК – 14, ОК – 4, ПК – 2;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи – компетенции ОК – 1, ОК – 6, ПК – 9.


  • владеть:

- методологией экономического исследования – компетенции ОК – 1, ОК – 3, ПК – 2, ПК – 6, ПК – 8, ПК – 9;

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей – компетенции ОК – 1, ОК – 4, ПК – 2, ПК – 6, ПК – 8;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений – компетенции ОК – 1, ОК – 6, ОК – 11.


^ Формы контроля освоения дисциплины


Рубежный контроль: тестирование по отдельным разделам дисциплины.


Промежуточная аттестация:

в 1 семестре (для факультета Бизнеса) экзамен (в письменной форме),

во 2 семестре (для всех факультетов)экзамен (в письменной форме).


Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Макроэкономика» осуществляется в соответствии с Приложением 1.

^ II. Содержание дисциплины «Макроэкономика»

Содержание разделов дисциплины





Наименование раздела дисциплины

(темы)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения

(знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии


1

Раздел 1

Введение в проблематику раздела «Макроэкономика». Национальная экономика и общественное воспроизводство.

Макроэкономика - особый раздел экономической теории. Общая характеристика производства, экономические модели и теории. ^ Общественное воспроизводство.

Типы агрегированных рынков в национальной экономике. Основная проблема макроэкономики: полное и частичное равновесие рынков. Основные экономические школы: классическая, кейнсианская, монетаристская: их взгляды на условия равновесия в экономике.

Необходимость учета ожиданий экономических субъектов. Концепции статических, адаптивных и рациональных ожиданий.

Методология исследования: моделирование, агрегирование. Потоки и запасы. Показатели запасов. Показатели экономической конъюнктуры: ставка процента, норма доходности, уровень цен, инфляция, уровень безработицы. Виды моделей в макроэкономике: статические, динамические, графические.

Система макроэкономических взаимосвязей основных секторов народного хозяйства. Теоретическая модель кругооборота продуктов и доходов. Экономические субъекты: домохозяйства и фирмы (предприятия). Государственный сектор. Иностранный сектор.

Проблема равновесного функционирования национальной экономики. ^ Теневая экономика.

Методы исследования, используемые и изучаемые в данной теме: диалектический метод, анализ и синтез, исторический и логический метод, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.

ОК – 1;

ОК – 2;

ОК – 3;

ОК – 4;

ОК – 11;

ПК – 6;

ПК - 8

Знать:

- исходные экономические понятия и закономерности;

- методы макроэкономического исследования;

- основные особенности ведущих школ и современных направлений экономической науки (включая российскую экономическую мысль);

Уметь:

- использовать методы экономического анализа для исследования конкретных экономических ситуаций;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе;

Владеть:

- приемами применения методов экономического анализа к исследованию экономических явлений;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- методами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

Лекции; семинары; ролевые игры; компьютерные занятия, групповые дискуссии, внеаудиторная самостоятельная работа.

2

^ Основные характеристики функционирования

национальной экономики.

Система национального счетоводства. Методология исчисления основных макроэкономических показателей. Валовой внутренний продукт, чистый внутренний продукт, валовой национальный доход, чистый национальный доход, валовой национальный располагаемый доход, конечное потребление.

Различие между ВВП и ВНД. Методы расчета ВВП: по расходам, по доходам, по добавленной стоимости. Номинальный и реальный (фактический) ВВП. Индексы. Индекс Пааше, индекс Ласпейреса, индекс Фишера. Дефлятор ВВП.

Понятие и структура национального богатства. Влияние научно-технического прогресса и модернизации экономики на увеличение и изменение структуры национального богатства. Чистое экономическое благосостояние: понятие и проблемы измерения. Воспроизводственные пропорции в национальной экономике по степени агрегирования.

Межотраслевой баланс как инструмент анализа и прогнозирования структурных взаимосвязей в экономике. Метод анализа и прогнозирования структурных взаимосвязей в экономике «затраты - выпуск».

Эволюция отраслевой структуры производства в условиях формирования инновационной экономики в России.

^ Методы исследования, используемые в данной теме: диалектический метод, анализ и синтез, исторический и логический метод, индукция и дедукция, метод научной абстракции.

ОК – 1;

ОК – 2;

ОК – 3;

ПК – 6; ПК – 14

Знать:

- базовые категории экономической теории;

- сущность и содержание проблемы воспроизводства в национальной экономике; - основные характеристики показателей функционирования экономики;

Уметь:

- строить модель кругооборота продуктов и доходов; рассчитывать величины основных макроэкономических показателей и их динамику и использовать их при анализе экономических явлений и процессов;

- проводить сравнительный анализ структуры национального богатства;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе;

Владеть:

- методами исчисления основных макроэкономических показателей и их динамики; - навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

Лекции; семинары; компьютерные занятия; анализ конкретных экономических ситуаций; обсуждение эссе, внеаудиторная работа

3

^ Рынок товаров и услуг (часть 1). Совокупное предложение и совокупный спрос


Рынок товаров и услуг (рынок благ) как центральное звено общей системы взаимосвязанных рынков. Рынки труда, денег, ценных бумаг, международного валютного рынка и международного рынка капитала как факторы, воздействующие на рынок товаров и услуг.

Совокупное предложение. Совокупный выпуск и факторы, определяющие его величину. Потенциальный объем выпуска. Долгосрочная кривая совокупного предложения. Краткосрочная кривая совокупного предложения. Обобщенная кривая совокупного предложения. Неценовые факторы кривой совокупного предложения.

Совокупный спрос и его составляющие. Характеристика трех эффектов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен: эффект процентной ставки, эффект богатства и эффект импортных закупок. Неценовые факторы совокупного спроса.

Потребление и сбережения в масштабе национальной экономики. Предельные склонности к потреблению и сбережению. Средние склонности к потреблению и сбережению. Кейнсианская модель потребления. Парадокс С.Кузнеца. Модели потребления И.Фишера. Ф. Модильяни, М.Фридмена.

Функциональное назначение и типы инвестиций. Автономные и индуцированные инвестиции. Инвестиционный мультипликатор и акселератор. Модели инвестиционного спроса в теориях представителей неоклассического и кейнсианского направлений.

^ Методы исследования, используемые в данной теме: диалектический метод, анализ и синтез, исторический и логический метод, индукция и дедукция, метод научной абстракции.


ОК – 1;

ОК – 2;

ОК – 3;

ОК – 4; ПК – 2;

ПК – 8;

ПК - 14

Знать:

- особенности механизма функционирования рынка благ;

- понятия совокупного спроса, совокупного предложения, потенциального объема выпуска и факторы их формирования,

- значение и особенности анализа сбережений,

- основные модели потребления и инвестирования, динамику этих переменных,

- понятия и динамику предельных и средних склонностей к потреблению в зависимости от временного аспекта анализа.

Уметь:

- исчислять величины совокупного выпуска, совокупного спроса, потребительских и инвестиционных расходов;

- формулировать функции потребления, сбережения и инвестиций

- строить модели инвестиционного спроса на основе гипотетических данных,

- использовать модели потребительских расходов и сбережений для анализа конкретных экономических ситуаций,

- применять модели мультипликатора – акселератора для прогноза результатов;

- строить на основе описания кривые совокупного спроса, совокупного предложения, потребления, сбережений и инвестиций;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе;

Владеть:

- методами анализа основных параметров функционирования рынка благ;

- приемами графического анализа моделей потребительских и инвестиционных расходов;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

Лекции; семинары; деловые игры; обсуждение студенческих презентаций; разбор конкретных ситуаций; внеаудиторная самостоятельная работа

4

^ Рынок товаров и услуг (часть2) Макроэкономическое равновесие и методы его регулирования. Государственная экономическая политика.


Понятие равновесия товарного рынка. Условие равновесия товарного рынка. Два подхода к условиям формирования равновесного объема национального производства: на основе моделей AE - Y и AD - AS. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупные расходы – национальный доход (АЕ -Y)» и мультипликативный эффект в экономике. Парадокс бережливости.

Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос - совокупное предложение (AD - AS)». Решающая роль эффективного спроса в кейнсианской экономической теории. Зависимость равновесного значения реального объема выпуска от факторов предложения в классической теории.

Изменения макроэкономического равновесия. Шоки спроса и предложения. Краткосрочные и долгосрочные последствия шоков. Неоклассическая и неокейнсианская трактовки результатов государственной экономической политики. Регулирование макроэкономического равновесия на рынке благ.

Государственная экономическая политика, ее цель, основные виды и механизм осуществления. Сдерживающий и стимулирующий варианты фискальной политики. Дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика. Мультипликатор государственных закупок. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор трансфертов. Комбинированная фискальная политика. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Встроенные стабилизаторы. Мультипликаторы при наличии встроенных стабилизаторов.

^ Методы исследования, используемые в данной теме: диалектический метод, анализ и синтез, исторический и логический метод, индукция и дедукция, метод научной абстракции.


ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ПК – 2; ПК – 6; ПК – 8; ПК – 14


Знать:

- особенности и условия достижения экономического равновесия,

- кейнсианское и классическое объяснение формирования равновесного уровня цен и объема выпуска;

- основные причины нарушения равновесия рынка благ;

- основные инструменты государственного регулирования рынка благ.

Уметь:

- проводить сравнительный анализ различных взглядов на условия достижения равновесия на рынке благ;

- анализировать долгосрочные и краткосрочные последствия действия шоков для экономики;

- использовать различные источники информации для анализа конкретных ситуаций на рынке благ;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе;

Владеть:

- методами расчета величины мультипликативных эффектов и их снижения;

- методами и приемами графического анализа модели макроэкономического равновесия;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

Лекции; семинары; деловые игры; экономические тренинги; разбор конкретных экономических ситуаций; подготовка и обсуждение эссе; самостоятельная работа

5

^ Рынок труда, занятость, безработица

Концепции занятости населения: неоклассическая школа, кейнсианское направление. Монетаристская школа, институционально-социологическая школа, концепция гибкого рынка труда.

Неоклассическая концепция спроса на труд. Особенности динамики спроса на труд в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Кейнсианская концепции спроса на труд. Зависимость уровня занятости от величины эф­фективного спроса на блага. Ломаная кривая спроса на труд.

Расхождения между неоклассиками и кейнсианцами в оценке роли денежной ставки зарплаты при формировании предложения труда. Влияние изменения уровня цен на предложение труда в неоклассической и кейнсианской концепциях предложения труда.

Равновесие на рынке труда. Обеспечение полной и эффективной занятости в неоклассической концепции равновесия на рынке труда. Стабилизация рынка труда при наличии безработицы в кейнсианской концепции.

Безработица и ее виды. Закон Оукена. Экономические и социальные издержки безработицы. Современные теории безработицы и ее причин. Модели эффективной заработной платы.

Состояние рынка труда и государственное регулирование занятости в современной России.

^ Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование.

ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4;

ПК – 6; ПК – 8; ПК - 14

Знать:

- место и роль рынка труда в макроэкономике;

- основные факторы формирования спроса на труд и его предложения в разных теоретических концепциях занятости населения;

- формы, виды, причины и последствия безработицы в современных условиях.

Уметь:

- строить модель спроса на труд и его предложения на основе гипотетических данных;

- использовать модель рынка труда для анализа конкретных экономических ситуаций и прогнозирования тенденций их развития;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методами расчета величины спроса на труд, безработицы, величины равновесной и эффективной заработной платы, потерь от безработицы,

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

Лекции; семинары; ролевые игры; разбор конкретных экономическихситуаций; групповая дискуссия; обсуждение домашних заданий; внеаудиторная самостоятельная работа

6

^ Денежный рынок. Денежно-кредитная система и ее роль в стабилизации макроэкономического равновесия

Структура денежной массы и ее измерение. Предложение денег, денежные агрегаты. Виды кривых предложения денег.

Спрос на деньги в теории неоклассической школы - количественной теории денег, её развитие в работах монетаристов. Кейнсианский подход к спросу на деньги: трансакционный мотив, мотив предосторожности, спекулятивный (со стороны активов). Общий спрос на деньги. Кривая спроса на деньги.

Рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка. Экономическая роль рынка ценных бумаг, его инструменты. Ценные бумаги: акции и облигации, их курсы. Вексель.

Равновесие на денежном рынке с учетом рынка ценных бумаг. Влияние изменения предложения денег и спроса на них на равновесие денежного рынка.

Современная кредитно-банковская система. Понятие кредита и его основные формы. Уровни банковской системы и субъекты кредитных отношений. Небанковские кредитно-финансовые институты. Банковский процент.

Создание денег банковской системой. Денежная, депозитная и кредитная мультипликация и их показатели. Нормы обязательных резервов. Денежный мультипликатор. Депозитный мультипликатор. Кредитный мультипликатор.

Денежно-кредитная политика: её сущность, цель и задачи. Основные инструменты деятельности Центрального банка: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки процента, изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков. Политика дешевых и дорогих денег.

^ Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование.


ОК – 1; ОК – 2, ОК – 4; ОК – 11; ПК – 6; ПК – 8; ПК – 14

Знать:

- сущность категорий: денежная масса, денежные агрегаты, денежная база, ценные бумаги и их виды,

- принципы агрегирования денежной массы;

- факторы формирования спроса и предложения денег;

- механизм установления равновесия на денежном рынке,

- инструменты и виды государственной денежно-кредитной политики и их последствия.

Уметь:

- строить модель спроса на деньги на основе гипотетических данных;

- использовать модель спроса и предложения денег для анализа конкретных экономических ситуаций и прогнозирования тенденций их развития;

- рассчитывать мультипликативное изменение денежной массы, денежного спроса и использовать их для анализа тенденций на рынке;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методологией сравнительного анализа разных взглядов на эффективность монетарных методов регулирования;

- методами и приемами графического анализа модели равновесия денежного рынка;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

Лекции; семинары; компьютерные симуляции; разбор конкретных ситуаций; «мозговой штурм»; групповые дискуссии; внеаудиторная работа

7

^ Совместное равновесие товарного и денежного рынков

Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM). Условие равновесия товарного рынка при гибкой ставке процента. Кривая IS как характеристика равновесных состояний на рынке благ; факторы, вызывающие ее сдвиг.

Кривая LM как характеристика равновесных состояний на денежном рынке; факторы, вызывающие ее сдвиг. Особенности достижения равновесия на денежном рынке.

Сдвиги в графике совокупных расходов ^ AE и кривой совокупного спроса AD.

Последствия изменения равновесия на рынке благ. Эффект вытеснения. Последствия изменения условий на рынке денег. Экономическая политика в модели IS-LM. Эффективность кредитно-денежной и фискальной политики государства в зависимости от параметров модели IS-LM. Инвестиционная и ликвидная ловушки, эффект имущества.

Выведение модели AD – AS. Макроэкономическое равновесие в условиях изменения уровня цен. Определение макроэкономического равновесия с помощью метода «совокупный спрос – совокупное предложение».

Мультипликатор и изменение уровня цен. Сдвиги в графике совокупных расходов и кривой совокупного спроса.

^ Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование.


ОК – 1;

ОК – 2;

ОК – 3;

ОК – 4;

ПК – 6;

ПК – 8;

ПК – 14

Знать:

- основные характеристики равновесных и неравновесных состояний на товарном и денежном рынках при гибкой ставке процента;

- понятия: эффект вытеснения, ликвидная ловушка, инвестиционная ловушка;

- последствия экономической политики в зависимости от параметров модели.

Уметь:

- рассчитывать параметры равновесия и строить модель совместного равновесия товарного и денежного рынка на основе гипотетических данных;

- рассчитывать величину эффекта вытеснения для анализа конкретных экономических ситуаций и прогнозирования тенденций их развития;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методологией исследования потребительского выбора;

- приемами графического анализа модели совместного равновесия товарного и денежного рынка;

- навыками самостоятельной аналитической работы.

Лекции; семинары; компьютерные симуляции; разбор конкретных ситуаций; обсуждение домашних заданий; экономические тренинги;внеаудиторная самостоятельная работа


1

Раздел 2

Цикличность экономического развития. Теория кризисов.

Цикличность как всеобщая форма экономической динамики. Характеристика фаз экономического цикла: кризис, депрессия, оживление, подъем. Классификация и периодичность циклов: Жюгляра, Китчина, Кузнеца, Кондратьева и др. Индикаторы цикла, их классификация. Индекс опережающих индикаторов.

Модификация кризисов и циклов после Второй мировой войны. Особенности циклического развития в 70-90-е гг. ХХ в. (на примере развитых индустриальных стран). Мировой экономический кризис 2008 – 2010 гг., его особенности.

^ Технологические уклады и «длинные волны» конъюнктуры. «Золотое правило накопления». Детерминистский и стохастический подход в объяснении делового цикла. Монетарная теория. Теория перенакопления. Теория недопотребления. «Психологические теории».

Антикризисная политика государства, ее инструменты и эффективность. Стабилизационные программы.

^ Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.


ОК – 1;

ОК – 6;

ОК – 11;

ПК – 2;

ПК – 6;

ПК – 14

Знать:

- закономерности экономической динамики и особенности современного циклического развития;

- объяснения причин цикличности разными экономическими школами;

- характерные черты традиционной теории фирмы.

Уметь:

- различать разные фазы цикла на основе гипотетических данных;

- использовать теорию кризисов для прогнозирования показателей деловой активности

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- различными источниками информации для анализа конкретных ситуаций в экономике;

- методологией построения и использования моделей факторов производства и издержек производства;

- приемами графического анализа циклического развития

- навыками самостоятельной аналитической работы;


Лекции; семинары; компьютерные симуляции; деловые игры; разбор экономическихситуаций; групповые дискуссии; внеаудиторная самостоятельная работа

2

^ Инфляция и антиинфляционная политика

Инфляция: сущность, виды, причины. Инфляционные ожидания.

Механизм развития инфляции. Динамическая функция совокупного предложения с инфляционными ожиданиями. Динамическая функция совокупного спроса с инфляционными ожиданиями.

Модель процесса развития инфляции. Развитие инфляции в модели AD – AS при монетарном импульсе. Траектория движения экономики. Развитие инфляции в модели AD – AS при фискальном импульсе и траектория движения экономики. Реакция экономики на шок предложения.

Социально-экономические последствия ожидаемой и непредвиденной инфляции.

Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Взаимосвязь зарплаты с рынком труда. Кривая Филлипса и её модификации в условиях адаптивных и рациональных ожиданий.

Стагфляция в трактовках представителей кейнсианской и неоклассической школ. Монетарная программа.

Антиинфляционное регулирование экономики. Прямые методы регулирования. Косвенные методы воздействия на уровень цен.

^ Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.


ОК – 1; ОК – 6; ОК – 11; ПК – 2; ПК – 6; ПК – 14

Знать:

- сущность понятий: инфляция, дефляция, дезинфляция, стагфляция,

- механизмы развертывания инфляции;

- взаимосвязь инфляции и безработицы;

- инструменты и методы дефляционной политики.

Уметь:

- строить модель взаимосвязи безработицы и инфляции;

- рассчитывать величину выпуска при гипотетическом уровне инфляции;

- анализировать инфляционные последствия воздействия государственной политики на деловую активность;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методологией построения и прогноза траектории движения экономики;

- приемами графического определения социально-приемлемого уровня инфляции;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

Лекции; семинары; компьютерные занятия; деловые игры; разбор конкретных экономическихситуаций; обсуждение эссе; самостоятельная работа

3

^ Государственные финансы и теория государственного долга

Сущность и роль государственных финансов. Государственный бюджет и его структура. Дефицит и профицит. Первичный и вторичный дефицит; циклический, структурный, политический, скрытый дефицит. Концепции государственных финансов и их эволюция. Доходы государственного бюджета. Налоги, их виды и функции. Кривая Лаффера. Пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги. Расходы государственного бюджета.

Государственный долг и его структура. Параметры государственного долга: величина, стоимость обслуживания, дюрация обязательств. Позитивная и отрицательная роль долга. Финансирование бюджетного дефицита и государственного долга.

Основные подходы к проблемам дефицита государственного бюджета и государственного долга. Теория Риккардо о нейтральности долга. Другие модели государственного долга.

Способы стабилизации государственного долга и их последствия.

Профицит государственного бюджета, его влияние на экономические процессы. Определение профицита бюджета и его влияние на динамику экономического роста. Финансовая политика в современной России.

^ Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.


ОК – 1; ОК – 2; ОК – 4; ПК – 6; ПК – 8; ПК – 9; ПК – 14

Знать:

- сущность понятий: дефицит и профицит государственного бюджета, первичный и вторичный дефицит, долговое бремя, консолидированный бюджет; дюрация обязательств;

- содержание основных концепций государственных финансов;

- достоинства и недостатки совершенной конкуренции и монополии.


Уметь:

- рассчитывать величину дефицита (профицита) бюджета;

- рассчитывать величину и стоимость облуживания государственного долга;

- строить модели максимизации прибыли на основе гипотетических данных,

- использовать теорию Барро – Риккардо о нейтральности долга для анализа конкретных экономических ситуаций и прогнозирования тенденций их развития;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методами анализа последствий государственного долга в гипотетических условиях;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

Лекции; семинары; компьютерные симуляции; разбор конкретных ситуаций; экономические тренинги; внеаудиторная работа

4

^ Совокупные доходы и социальная политика государства

Доходы населения: виды и источники формирования. Номинальный и реальный (фактический) доходы.

Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества. Децильный, квинтильный и квартильный коэффициенты. Кривая М. Лоренца и коэффициент К. Джини. Диверсификация социального статуса.

Характеристика уровня жизни, качества жизни и бедности. Концепции справедливого распределения: эгалитаристская, утилитаристская, роулсианская, рыноч­ная.

Дилемма социальной справедливости и экономической эффективности. Основные направления социальной политики государства: социальное страхование; социальная защита отдельных слоев населения; политика в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищная политика.

^ Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.


ОК – 1; ОК – 2; ОК – 4; ПК – 6; ПК – 8; ПК – 9; ПК – 14

Знать:

- основные источники формирования совокупных доходов;

- понятия: децильного, квинтильного и квартильного коэффициентов;

- содержание основных концепций справедливого распределения и социальной политики государства;

Уметь:

- использовать теории распределения для анализа конкретных экономических ситуаций и прогнозирования тенденций их развития;

- строить кривую М.Лоренца на основе гипотетических данных;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методами анализа социальных программ и мер социальной политики;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

Семинары; разбор конкретных ситуаций; групповые дискуссии; внеаудиторная работа

5

^ Международные экономические отношения. Теории мировой торговли. Международная торговая политика

Понятие и формы международных экономических отношений. Международная торговля, интернациональное перемещение капитала, международная миграция рабочей силы, создание совместных предприятий, международное научно-техническое сотрудничество.

Теория абсолютного преимущества в мировой торговле А. Смита. Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо. Взаимовыгодность участия в мировой торговле (на примере двух стран). Теория факторного преимущества Э. Хекшера и Б. Олина. «Парадокс» В. Леонтьева.

Теория конкурентных преимуществ во внешней торговле М. Портера.

Показатели открытости национальной экономики. Спрос и предложение в открытой экономике. Большая и малая открытая экономика. Участие современной России в мирохозяйственных связях.

Инструменты торговой политики государства. Таможенный тариф. Аргументы в пользу введения тарифов и контраргументы. Импортные пошлины. Внешняя торговля и распределение доходов. Чистые потери отечественных потребителей, выигрыш производителей, выигрыш государства, чистые потери национального благосостояния. Нетарифные инструменты регулирования импорта: квоты на импорт, импортные лицензии, добровольные экспортные ограничения, государственные закупки, внутренние налоги, субсидии национальным производителям, антидемпинговые расследования, технические барьеры. Инструменты регулирования экспорта: экспортная пошлина, добровольные экспортные ограничения, экспортная квота, экспортная субсидия, экспортный кредит. Международные организации, регулирующие торговые отношения между странами: ВТО, МВФ, ОЭСР, ЮНИДО, ЮНКТАД и др.

^ Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.

ОК – 1; ОК – 2; ОК – 4; ПК – 6; ПК – 8; ПК – 9; ПК – 14

Знать:

- особенности осуществления международных экономических отношений;

- основные модели мировой торговли;

- условия и последствия применения различных инструментов торговой политики;

- роль международных институтов регулирования мировой торговли и международных экономических отношений.

Уметь:

- рассчитывать размер сравнительные преимущества в мировой торговле;

- использовать теории мировой торговли для анализа конкретных экономических ситуаций и прогнозирования тенденций их развития;

- рассчитывать выгоды и потери от участия в мировой торговле;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методами и приемами анализа состояния международных экономических отношений с помощью моделей открытой экономики и мировой торговли;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

Лекции; семинары; компьютерныезанятия; разбор конкретных экономическихситуаций; деловые игры; внеаудиторная работа; обсуждение эссе

6

^ Современные проблемы открытой экономики. Платежный баланс и валютные курсы

Понятие и принцип составления платежного баланса. Структура платежного баланса: счет текущих операций, счет операций с капи­талом и финансовыми инст­рументами, изменение валютных резервов, чистые ошибки и пропуски. Главное тождество макроэконо­мического равновесия: NЕ = S – I, или NЕ + (I – S) = 0. Сальдо платежного баланса. Дефицит и профицит платежного баланса.

Поддержание устойчивого равновесия платежного баланса. Понижение цены национальной денежной единицы, предоставление налоговых льгот, льготного режима амортизации основного капитала, целевых экспортных кредитов, государственное страхование экспорта, оказание консультационных и рекламных услуг, валютный контроль, межгосударственное регулирование пла­тежного баланса.

Валюта. Понятие и котировки валютного курса. Разновидности валютных курсов. Номинальный и реальный, фиксированный и плавающий курсы валюты. Паритет покупательной способности. Спрос и предложение иностранной валюты, их эластичность. Равновесный валютный курс. Влияние процентных ставок на валютный курс. Денежно-кредитная и фискальная политики государства в условиях фиксированного и плавающего валютных курсов. Выбор оптимального валютного курса. Модели внутреннего и внешнего равновесия национальной экономики. Диаграмма Т. Свона. Модель Р. Манделла.

Глобальные проблемы мировой экономики и возможности их совместного решения: продовольственная, экологическая, природных ресурсов. Демография и ее влияние на устойчивое развитие мировой экономики.

^ Методы исследования, используемые в данной теме: диалектический метод, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.

ОК – 1; ОК – 2; ОК – 4; ПК – 6; ПК – 8; ПК – 9; ПК – 14

Знать:

- условие достижения и поддержания равновесия платежного баланса;

- понятия: паритета покупательной способности валют; прямая и обратная котировка валюты, реальный валютный курс, условия торговли;

- модели внутреннего и внешнего равновесия;

- особенности процесса глобализации, его плюсы и минусы для национальных экономик.

Уметь:

- определять равновесные валютные курсы;

- строить модели платежного баланса при гипотетических данных;

- использовать различные источники для анализа и прогнозирования процессов в открытой экономике, на валютных рынках;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- приемами анализа валютного рынка;

- методами определения состояния платежного баланса;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.


Лекции; семинары; групповые дискуссии; обсуждение эссе и презентаций; экономические тренинги; самостоятельная работа

7

^ Теоретические проблемы экономического роста.

Понятие равновесного экономического роста и его измерение. Экстенсивный, интенсивный и смешанный типы экономического роста. Источники экономического роста. Влияние изменений совокупного предложения, совокупного спроса и распределения на экономический рост. Гистерезис. Структурная перестройка экономики.

^ Теории экономического роста. Неокейнсианская модель экономического роста Е. Домара - Р. Харрода. Фактический, гарантированный и естественного темпы экономического роста. Неоклассическая мо­дель экономического роста Р. Со­лоу

Государ­ственное регулирование экономического роста: создание благоприятных институциональ­ных условий, антициклическое регулирование, прогрессивная структурная политика, обеспечение ба­ланса инвестиционного спроса и предложения сбережений.

Особенности экономического роста в условиях инновационного развития современной России.

^ Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.


ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4; ПК – 6; ПК – 8; ПК – 9; ПК – 14

Знать:

- содержание основных теорий роста;

- понятия: гистерезиса, инноваций, инновационного развития и т.д.

Уметь:

- оценивать эффективность инвестиций методом дисконтированной стоимости;

- использовать теории роста для анализа и прогнозирования ситуации;

- применять теории экономического роста для расчета его темпов на основе гипотетических данных;

- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

- методологией исследования факторов и источников экономического роста;

- навыками самостоятельной аналитической работы;

- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.

Лекции; семинары; разбор экономических ситуаций; обсуждение домашних заданий и эссе; внеаудиторная работа
^ Обеспечение содержания дисциплины

Раздел 1


Тема 1. Введение в проблематику раздела «Макроэкономика».

Национальная экономика и общественное воспроизводство

Литература: Б.1, Гл. 2, 3; О.1; О.2; О.3; О.4.


Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Какие из указанных проблем изучаются макроэкономической теорией, а какие — микроэкономической?

а) увеличение затрат потребителей на продукты питания;

б) падение инвестиций в оборонную промышленность;

в) увеличение потока иностранных инвестиций в страну;

г) колебания ставки банковского процента;

д) рост дефицита государственного бюджета; е) рост цен на продовольственные товары; ж) увеличение темпов инфляции,

2. Используя нижеприведенную схему, дайте принятые названия каж­дому потоку в кругообороте доходов.


Схема 1.1

Кругооборот доходов



3. Какие из указанных факторов приведут к уменьшению изъятий из экономики, а какие — к увеличению инъекций?

а) московское правительство финансировало строительство новой ветки метрополитена;

б) правительство увеличило налоговые льготы;

в) авиационная промышленность получила крупный заказ из-за рубежа;

г) правительство приняло социальную программу, в результате которой доходы перераспределились в пользу бедных слоев населения;

д) потребители стали покупать больше отечественных товаров, чем импортных (при неизменном уровне общего потребления).

4. Разделите проблемы на макроэкономические и микроэкономические:

а) увеличение затрат потребителей на продукты питания;

б) падение инвестиций в оборонную промышленность;

в) увеличение потока иностранных инвестиций в страну;

г) колебания ставки банковского процента;

д) рост дефицита государственного бюджета;

е) рост цен на продовольственные товары;

ж) увеличение темпов инфляции.


Темы докладов и рефератов

  1. Модель воспроизводства Ф. Кенэ.

  2. Теория воспроизводства общественного капитала К. Маркса.

  3. Концепция межотраслевого баланса В.В. Леонтьева.

  4. Опережающее развитие потребительского сектора в экономике.

  5. Модель экономического оборота.

  6. Эффективность обмена.

  7. Диалектика взаимосвязи I, II, III и IV подразделений общественного производства.

  8. Что такое «великолепная макроэкономическая семерка».

  9. Основные макроэкономические школы, сущность расхождений между ними.


Темы эссе

  1. Проблемы наиболее точной оценки благосостояния нации.

  2. Что важнее: микроэкономика или макроэкономика.


Тема 2. Основные характеристики функционирования национальной экономики

Литература: Б.1, Гл. 1, 3; О.1; О.2; О.3; О.4.


Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. В валовой национальный продукт не включаются:

а) расходы государства на товары и услуги;

б) доходы отечественных фирм от производства за рубежом;

в) государственные пенсии;

г) инвестиционные расходы фирм;

д) общая сумма дивидендов на акции;

е) стоимость продукции нефтедобывающей промышленности. Укажите правильные ответы.

2. Предположим, что производитель сырья фирма А продала его фирме Б за 150 долл. Фирма Б переработала это сырье и продала фирме В за 180 долл. Фирма В в свою очередь использовала переработанное сырье для производства конечной продукции и продала ее оптовому покупателю за 250 долл. Оптовый покупатель затем продал этот товар магазину за 270 долл. А магазин реализовал продукцию населению за 290 долл.

На основе этих данных определите:

а) общую сумму добавленной стоимости в этой цепочке;

б) какая сумма войдет в валовой национальный продукт?

3. Валовой национальный продукт, измеренный по методу расходов, не включает:

а) затраты государства на социальное страхование;

б) затраты государства на строительство новой школы;

в) затраты населения на жилищное строительство;

г) затраты местных властей на строительство нового правительственного здания;

д) затраты европейцев на покупку русских автомобилей. Укажите правильный ответ.

4. Предположим, что номинальный валовой национальный продукт в этом году составил 240 млрд. долл., а индекс цен — 4,8. Каков реальный ва­ловой национальный продукт?

5. Чистый национальный продукт — это валовой национальный продукт:

а) минус стоимость промежуточной продукции;

б) минус экспорт;

в) минус трансфертные платежи;

г) пересчитанный с учетом инфляции;

д) минус сумма амортизационных отчислений. Укажите правильный ответ.


Темы докладов и рефератов:

  1. Отличия ВВП от ВНП.

  2. Способы измерения ВВП (ВНП).

  3. В каком случае номинальный и реальный ВВП будут совпадать.

  4. Экономический смысл понятия «двойной счет».

  5. Сущность и различия моделей народнохозяйственного кругооборота.

  6. Экономическое содержание показателя «дефлятор».

  7. Причины, по которым показатель ВВП не всегда точно характеризует благосостояние нации.

  8. СНС: роль и показатели.


Темы эссе

1. Чистое экономическое благосостояние: особенности определения.

2. Проблемы наиболее точной оценки благосостояния нации.


Тема 3. Рынок товаров и услуг. Совокупное предложение и совокупный спрос Литература: Б.1, Гл. 5; О.1; О.2; О.3; О.4.


Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1.1. Заполните таблицу, показывающую зависимость уровня потребления и сбережения от динамики чистого дохода.
  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский экономический университет имени г. В. Плеханова»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский экономический университет имени г. В. Плеханова»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова» iconОт Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский экономический университет...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова» iconОтчета по практике
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова» iconОтчета по практике
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова» iconОтчета по практике
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©urf.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы