Одни специалисты умеют разрабатывать программный продукт и поддерживать его, а другие icon

Одни специалисты умеют разрабатывать программный продукт и поддерживать его, а другие



НазваниеОдни специалисты умеют разрабатывать программный продукт и поддерживать его, а другие
Дата31.07.2013
Размер130.95 Kb.
ТипДокументы
источник




Бизнес-информатика: содержание направления обучения

  Что же такое «бизнес-информатика»? Бизнес – переводится как «Дело». Значит бизнес-информатика это деловая информатика или прикладная информатика. Этот термин уже является общепринятым и связан с деятельностью в области создания корпоративных информационных систем, т.е. больших программных комплексов, поддерживающих деятельность предприятий и фирм.

До сих пор из существующих в российской системе высшего образования около 60 специальностей, так или иначе связанных с информатикой, но только две имели прямое отношение к экономике, а к праву или менеджменту имела место не прямая связь то есть опосредованная. Сегодня одни специалисты умеют разрабатывать программный продукт и поддерживать его, а другие знают, что такое финансы, маркетинг, менеджмент, логистика. Профессионалов же, знающих и то и другое, до недавнего времени готовилось мало. На сегодняшний день, по данным Минэкономразвития РФ неудовлетворенная потребность в специалистах такого профиля составляет только в России около 10 тысяч человек в год. Поэтому в ВЗФЭИ в 2011 году лицензировано и открыто новое направление бакавриата под названием «бизнес-информатика, для осуществления подготовки в трех специализациях (профилях): электронный бизнес, управление контентом и аналитические информационные системы. Срок обучения 5 лет.

На первой ступени высшего образования – бакалавриате обеспечивается фундаментальность знаний специалиста, а в двухгодичной магистратуре проводится их функционально-ориентированная подготовка.

Знания и умения, получаемые на первой ступени, базовые и поэтому в большей степени имеют теоретическую направленность. Это методологии, связанные: с подготовкой предприятия к автоматизации, проектированием, внедрением информационных систем, организацией ИТ-службы, управлением и эксплуатацией информационных систем и управлением разработкой. Приобретение навыков практической работы ограничивается тренингами для овладения различными инструментальными средствами и системами, которые подкрепляют теоретические курсы. Специалисты, получившие степень бакалавра, подготовлены к деятельности в составе группы исполнителей, а также как менеджеры информационных сервисов.

^ Вторая ступень, функционально-ориентированная. Она ставит своей целью углубленное изучение практических проблем бизнеса, формирование практических навыков аналитической, консультативной, научно-исследовательской или научно-педагогической деятельности. У магистров расширяется круг экономических, управленческих дисциплин, углубляются знания в соответствии с выбранным направлением специализации ИТ-компании.

^ Причины появления направления «Бизнес-информатика»

В последние годы наблюдается тенденция слияния информационных технологий и сервиса, предоставляемого сетью Интернет, что породило новый сектор экономики, получившего название сетевого. Этот сектор, согласно докладу Европейской объединенной комиссии, будет доминировать в XXI веке. Распространение сетевой экономики явилось причиной ее глобализации, которые, с одной стороны, можно рассматривать в качестве стимулятора, а с другой - результатом быстрого развития инфокоммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ сегодня в значительной степени определяют ране неизвестные правила ведения бизнеса и указывают на новые подходы к организации и управлению промышленными, кредитными, торговыми и другими организациями. Появляются дополнительные требования к уровню развития информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС), заключающиеся в необходимости предоставления средств для управления не только отдельными предприятиями, но и целыми отраслями с позиции управления единого целого не зависимо от того, где географически находятся отдельные их части. Все это потребовало перехода к обучению нового класса специалистов, известных как бакалавры бизнес-информатики. Причины, стимулирующие появление нового класса бакалавров, представлены на рисунке.



^ Возможными рабочими местами будущих выпускников являются:

  • информационные аналитические отделы промышленных, торговых и других корпораций, финансовых групп и банков;

  • аналитические отделы администраций различного уровня;

  • отделы компаний, разрабатывающих проекты с использованием современных информационных технологий;

  • отделы постановок задач и разработки инфокоммуникационных технологий и информационных систем для бизнеса;

  • научные учреждения, ВУЗы.




Знания выпускника «Бизнес-информатика»



Задачи, решаемые выпускником бизнес-информатики:

1. Моделирование и оптимизация бизнес-процессов.

2. Планирование и организация информационных систем.

3. Проектирование и внедрение информационных систем.

4. Эксплуатация и сопровождение информационных систем.

5.Аналитическая поддержка принятия решений управления бизнесом.

6. Планирование и организация исполнения ИТ-проектов различной сложности.

  1. Web-администрирование;

Виды деятельности выпускника «Бизнес-информатики»



 Объектами профессиональной деятельности бизнес-информатика (с чем они должны работать) являются:

  1. Программы и программные компоненты информационных систем.

  2. Языки и системы программирования информационных систем.

  3. Задания на модификацию, оптимизацию и развитие информационных систем.

  4. Инструментальные средства для документирования, описания, анализа и моделирования.

  5. Информационные и коммуникационные процессы в информационных системах.

  6. Инструментальные средства управления проектами.

  7. Стандарты и методы организации управления, учета и отчетности на предприятиях.

  8. Контент-менеджмент.




^ Дисциплины, изучаемые бизнес-информатиками?

Основная образовательная программа подготовки бакалавра бизнес-информатики предусматривает изучение трех учебных циклов:

- гуманитарный, социальный и экономический;

- математический и естественнонаучный;

- профессиональный.



Дисциплины гуманитарного цикла закладывают основу для общекультурных знаний, которые совершенствуются в ходе изучения профессиональных дисциплин и практик. В его рамках изучаются:

философия,

история России,

микроэкономика, макроэкономика,

менеджмент, право и др.

^ Математический и естественнонаучный цикл формирует основы аналитических и научно-исследовательских знаний и навыков. Здесь изучаются следующие дисциплины:

математический анализ,

дискретная математика,

дифференциальные и разностные уравнения,

линейная алгебра,

теория вероятностей и математическая статистика,

общая теория систем,

теоретические основы информатики и др.

^ Профессиональный цикл закладывает основу профессиональных компетенций, которые углубляются профильными дисциплинами. Основное внимание в данном цикле уделяется:

архитектуре предприятия,

моделированию бизнес-процессов, управлению жизненным циклом ИС,

вычислительным системам, сетям и телекоммуникациям,

системам поддержки принятия решений,

ИТ-инфраструктуре предприятия,

объектно-ориентированному анализу и программированию и т.д.




В рамках направления бакалавриата «Бизнес-информатика» специализация в ВЗФЭИ осуществляется в соответствии с тремя профилями: «Электронный бизнес», «Управление контентом» и «Аналитическая поддержка управления».

^ Профиль «Электронный бизнес».

Основная цель, достигаемая данным профилем, состоит в изучении теоретических основ и современных методов ведения предпринимательской деятельности в электронной среде, а также практических навыков организации и ведения электронного бизнеса, способствующих разработке и реализации коммерческих Интернет-проектов. В задачу данного профилирования входит предоставление знаний, касающихся виртуальной среды в целом и организация функционирования электронного бизнеса.


Выпускник, специализирующийся в рамках данного профиля, будет совершенствовать систему сетевой экономики за счет применения новейших инструментальных средств и создания электронных предприятий в различных сферах бизнеса. Основными дисциплинами профилирования «электронный бизнес» являются:

интернет-программирование,

проектирование систем интернет-коммерции и интернет-маркетинга,

управление электронным предприятием,

разработка электронного предприятия и т.д.

Спектр профессий выпускников данного направления следующий:

  • разработка и обслуживание интернет-сайтов и порталов;

  • разработки и обслуживание электронных предприятий;

  • организация интернет-банкинга и интернет-трейдинга;

  • внедрение информационных технологий, предназначенных для управления взаимоотношениями с клиентами;

  • внедрение информационных технологий, предназначенных для управления документооборотом.


^ Профиль «Управление контентом»

Понятие контента


Содержание информационного ресурса, рассматриваемое вне его формы его визульного материального (графического, аналитического, информационного и т.д.) представления, называется контентом. Содержание не может существовать вне какой-либо формы. На рис. ___представлена связь понятий контента, формы и сферы его существования.

Понятия формы и содержания относятся к философским категориям: форма отражает способы существования содержания. Содержание влияет на форму, а форма на содержание. Во взаимосвязи форма-содержание, содержание является ведущей, то есть определяющей характеристикой объекта. Поэтому оно активнее влияет на форму, по сравнению с обратным влиянием формы на содержание. В ходе развития объекта неизбежно возникает конфликт между ними, разрешением которого является замена формы, более адекватной новому содержанию. Содержание (контент) может быть различным: экономическим, правовым, техническим и т.д. Оно может находится в Интернете и тогда он носит название Web-контент, либо на предприятии, и тогда оно называется корпоративным контентом. Формы существования этих контентов различны: Web-контент в основном не структурирован (тексты, аудио и видеоматериалы и т.д.), а корпоративный, в подавляющем большинстве, сохраняется в структурированных формах (таблицы, базы данных и знаний, хранилища данных и т д. Исключения составляют приказы, патенты, юридические и другие документы. Задача специалистов по управлению контентом состоит в выборе или разработке такой формы его хранения, которая с наибольшей эффективностью позволит достичь поставленные цели управления.




Управление контентом – осуществляется с помощью интегрированных сервисов, обеспечивающих необходимые возможности по работе с ним. Они призваны максимально отделять пользователя и администратора от технологической и программной среды реализации. Особенно важное значение управление контентом имеет для области электронного бизнеса, где контент и форма его представления играют важную роль в маркетинговой и рекламной стратегии предприятия.

Системы управления веб-контентом (WCMS) предназначены для выполнения различных операций с ним на сайте (добавление, удаление, редактирование контента). Более сложные разработки обеспечивают функции администрирования существующих веб-ресурсов (изменение структуры веб-сайта, разграничение прав доступа), а также могут являться инструментом для разработки новых веб-ресурсов. Системы управления корпоративным контентом, включают системы документооборота масштаба предприятия, в которых имеются функции работы с веб-документами через веб-интерфейс..

Развитие систем управления корпоративным контентом осуществляется в направлении использования специализированных программных систем класса Enterprise Content Management (ECM). Учитывая, что контент не может существовать отдельно от бизнес-процессов предприятий, эти системы интегрируются с системами управления бизнес-процессами (business process management, BPM). Появившиеся в 80-х годах 20-го столетия технологии автоматизации бизнес-процессов (workflow) частично были интегрированы в системы управления документами и далее развивались в их рамках, другие существовали как отдельные продукты и постепенно эволюционировали в программное обеспечение управления бизнес-процессами (business process management, BPM).

Многие современные системы класса BPM не ориентированы на управление неструктурированной информацией, поэтому для управления бизнес-процессами, ориентированными на контент, предприятия либо используют встроенные в системы ECM механизмы workflow, либо используют внешние инструменты BPM, взаимодействующие с корпоративным хранилищем EСM.

Одной из главных особенностей современного этапа развития Интернет является то, что он стал активным инструментом ведения бизнеса, позволяющим существенно оптимизировать взаимоотношения бизнес-партнеров. Поэтому серьезное внимание в обучении уделяется разработке проектов, касающихся систем управления контентом фронт-офиса (комплекса программно-аппаратных средств, повышающих эффективность общения с клиентами) и бэк-офиса (подразделения осуществляющего контроль за своевременным отражением выполненных фронт-офисом операций) электронного предприятия в сфере информационных сервисов. Отсюда управление Web-контентом (сетевым контентом) и корпоративным контентом становится одним из важных направлений повышения эффективности бизнеса.



Специалисты, способные анализировать контент и создавать для него эффективную форму существования, особенно востребованы в настоящее время. Основными дисциплинами профилирования являются:

интернет-программирование,

проектирование корпоративного сайта и портала,

разработка сетевого и корпоративного контента,

сетевые технологии, протоколы и стандарты и т.д.

^ Спектр профессий выпускников данного направления следующий:

  • специалисты по информационным ресурсам (контент-менеджеры, Web-администраторы, Web-дизайнеры и Web-программисты);

  • менеджеры ИТ - проектов и др.;

  • системные аналитики;

  • бизнес-консультанты в сфере корпоративного и сетевого контентов;

  • менеджеры информационных технологий.


Профиль «Аналитическая поддержка управления»

Специалист данного профиля связан с анализом данных, их представлением для эффективного управления бизнес-процессом. Обладая знаниями в области менеджмента, с одной стороны, и подготовкой в области информационных технологий они осуществляют целенаправленный отбор исходных данных и с помощью высокоинтеллектуальных программных средств вырабатывают рекомендации по решению проблемы управления или возможные варианты управленческих решений. Основными дисциплинами профилирования являются:

разработка информационно-аналитических приложений,

аналитические информационные системы,

информационная бизнес-аналитика и др.




Спектр профессий выпускников данного направления следующий:

  • проектирование и оптимизация организационных структур;

  • разработка информационно-аналитических приложений;

  • интеллектуальный анализ данных;

  • информационная бизнес-аналитика.

Подготовку студентов обеспечивают три специализированных кафедры, на которых работают высококвалифицированные специалисты в области информационных систем и технологий:

- кафедра прикладной информатики;

- кафедра аналитических информационных систем;

- кафедра экономико-математических методов и моделей.

Для преподавания специальных дисциплин направления «Бизнес-информатика» привлечены ведущие преподаватели, среди которых 7 докторов наук (профессоров) и 12 кандидатов наук (доцентов). Ими созданы учебники и учебные пособия, а также методические разработки для проведения практических и лабораторных работ, положенных в основу учебно-методические комплексов.


Согласно федеральному стандарту бакалавр бизнес-информатики - это специалист, готовый к аналитической, проектной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, консалтинговой, инновационно-предпринимательской деятельности в сфере ИКТ. Обучение бакалавров данного класса должно базироваться на знаниях из таких областей как экономика, менеджмент, право и информационные технологии.

аналитическая:

-Анализ архитектуры предприятия (под архитектурой предприятия понимается интегральное представление стратегий и целей, бизнес процессов и ИТ- инфраструктуры предприятия);

-Исследование и анализ рынка ИС и ИКТ

-Анализ и оценка применения ИС и ИКТ для управления бизнесом

-Анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ



8
rectangle 29


проектная:

-Разработка проектов совершенствования бизнес-процессов и ИТ-инфра-

структуры предприятия

-Разработка проектной документации на выполнение работ по совершенст-

вованию и регламентацию стратегии и целей, бизнес-процессов и ИТ-

инфраструктуры предприятия

-Выполнение работ по совершенствованию и регламентации стратегии и це-

лей, бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия

-Разработка проекта архитектуры электронного предприятия

организационно-управленческая:

-Обследование деятельности и ИТ- инфраструктуры предприятий

-Подготовка контрактов, оформление документации на разработку, приобре

тение или поставку ИС и ИКТ

-Разработка регламентов деятельности предприятия и управления жизненным циклом ИТ- инфраструктуры предприятия

-Управление ИТ-сервисами и контентом информационных ресурсов предприятия

-Взаимодействие со специалистами заказчика/исполнителя в процессе реше-

ния задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия

-Планирование и организация работы малых проектно-внедренческих групп

-Управление электронным предприятием и подразделениями электронного

бизнеса несетевых компаний

научно-исследовательская:

-Поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации в экономике,

управлении и ИКТ

-Подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций

консалтинговая:

-Аудит бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятий

-Аудит процессов создания и развития электронных предприятий и их ком-

понент

-Консультирование по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизне-

сом

-Консультирование по организации управления ИТ-инфраструктурой пред-

приятия;

-Обучение и консультирование пользователей в процессе внедрения и экс-

плуатации ИС и ИКТ

инновационно - предпринимательская:

-Разработка бизнес-планов создания новых бизнесов на основе инноваций в

сфере ИКТ

-Создание новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ.




Похожие:

Одни специалисты умеют разрабатывать программный продукт и поддерживать его, а другие iconКонкурс «Лучший программный продукт»

Одни специалисты умеют разрабатывать программный продукт и поддерживать его, а другие iconРешение для информатизации образовательного процесса. Этот программный продукт поддерживает следующие типы пользователей
«Net Школа» комплексное и гибкое решение для информатизации образовательного процесса. Этот программный продукт поддерживает следующие...
Одни специалисты умеют разрабатывать программный продукт и поддерживать его, а другие iconСпецификация на поставку товара
Лицензионный программный продукт гис «MapInfo Professional 11. 0» для Windows (русская версия)
Одни специалисты умеют разрабатывать программный продукт и поддерживать его, а другие iconКак можно воспользоваться ис ппд?
Программный продукт ис ппд (модуль On-Line) (информационная система предварительной подготовки документов) возможно скачать на портале...
Одни специалисты умеют разрабатывать программный продукт и поддерживать его, а другие iconИногда в повседневной жизни приходится наблюдать, что одни дети получают слишком много молока, другие слишком мало
Иногда в повседневной жизни приходится наблюдать, что одни дети получают слишком много молока, другие – слишком мало. Это в значительной...
Одни специалисты умеют разрабатывать программный продукт и поддерживать его, а другие iconОпросный лист в нашей республике много самых разнообразных памятников. Одни из них хорошо известны жителям Карелии, другие нет. Каждый год в правительство рк поступают все новые и новые просьбы об увековечении в памятниках различных лиц и событий.
Одни из них хорошо известны жителям Карелии, другие нет. Каждый год в правительство рк поступают все новые и новые просьбы об увековечении...
Одни специалисты умеют разрабатывать программный продукт и поддерживать его, а другие iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Настоящее Положение применяется при проведении Конкурса «Лучший программный продукт», «Лучший программист» в Алтайском государственном...
Одни специалисты умеют разрабатывать программный продукт и поддерживать его, а другие iconУведомление о создании объекта интеллектуальной собственности
Настоящим заявляю (ем), что мной (нами) создан объект интеллектуальной собственности (изобретение, полезная модель, товарный знак,...
Одни специалисты умеют разрабатывать программный продукт и поддерживать его, а другие iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет»
Настоящее Положение применяется при проведении Конкурса «Лучший программный продукт», «Лучший программист» в Алтайском государственном...
Одни специалисты умеют разрабатывать программный продукт и поддерживать его, а другие iconДесять заповедей семейного воспитания
У разных детей разные потребности. Одни нуждаются в присмотре больше, чем другие
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©urf.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов