Положение о школьной службе примирения icon

Положение о школьной службе примирения




Скачать 352.89 Kb.
НазваниеПоложение о школьной службе примирения
А. Ю. Максудов
Дата29.09.2013
Размер352.89 Kb.
ТипДокументы
источник

Авторы: Коновалов А. Ю. Максудов Р. Р.

Типовое положение о школьной службе примирения





Директор ГОУ СОШ__­­­­­­­____________­­­­­_


1. Общие положения

  1. Служба примирения является объединением учащихся и педагогов, действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий учащихся (воспитанников).

  2. Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства РФ, настоящего Положения, Стандартов восстановительной медиации, а также в соответствии с Протоколом № 01-11 заседания Московской городской межведомственной КДНиЗП от 21 сентября 2011 г, Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»), «Национальной стратегией действий в интересах детей 212-2017 г.г.», и «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».


^ 2. Цели и задачи службы примирения

  1. Целью службы примирения является:

  1. распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;

  2. помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;

  3. снижение количества административного реагирования на правонарушения.




  1. Задачами службы примирения являются:

  1. проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;

  2. обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;

  3. информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;


^ 3. Принципы деятельности службы примирения

3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

  1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

  2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

  3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.


^ 4. Порядок формирования службы примирения

4.1. В состав службы примирения могут входить школьники 7-11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).

  1. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.

  2. Руководителем (куратором) службы примирения может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).

  3. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч.

  4. Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.


^ 5. Порядок работы службы примирения

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения, родителей.

  1. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

  2. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.

  3. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и родители, и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.

  4. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.

  5. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.

  1. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

  2. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

  3. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

  1. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.

  2. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.

  3. При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).

  4. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;

  5. Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.

  6. Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).



^ 6. Организация деятельности службы примирения

  1. Службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

  2. Оплата работы куратора (руководителя) службы примирения может осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательного учреждения или из иных источников.

  3. Поддержка и сопровождение школьных служб примирения может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.

  4. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

  5. Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.

  6. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу примирения или самим использовать восстановительные практики.

  7. В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в Круге сообщества или Семейной восстановительной конференции), то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.

  8. Администрация школы поддерживает участие куратора (кураторов) службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.

  9. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

  10. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

  11. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе.


^ 7. Заключительные положения

  1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

  2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.
^

Типовое положение  о территориальной службе примирения (ресурсном центре примирения)1



Автор - Коновалов А.Ю.

1. Общие положения

Ресурсный центр примирения (далее «РЦП») создается на базе ГБОУ ЦПМСС ________ (далее «Центр»). Ресурсный центр примирения является территориальной службой примирения. Он осуществляет работу с конфликтными и криминальными ситуациями несовершеннолетних, а также методическое сопровождение Школьных служб примирения. В РПЦ входят сотрудники, прошедшие обучение восстановительной медиации (и другим восстановительным практикам).

РЦП осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства РФ, Устава Центра, настоящего Положения, Стандартов восстановительной медиации, ФГОС, а также в соответствии с Протоколом № 01-11 заседания Московской городской межведомственной КДНиЗП от 21 сентября 2011 г, Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»), «Национальной стратегией действий в интересах детей 212-2017 г.г.», и «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».


^ 2. Цели и задачи Ресурсного Центра примирения

Деятельность РЦП направлена на содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и противоправных ситуаций с использованием восстановительных технологий.


Целью деятельности РЦП является распространение восстановительных практик в образовательные учреждения округа, а также проведение восстановительных программ с участниками правонарушений и конфликтующими сторонами.


Задачами деятельности Центра являются:

  • содействие в организации и методическое сопровождение Школьных служб примирения (далее ШСП);

  • обучение восстановительным практикам педагогов, администрации и специалистов образовательных учреждений, а также учащихся и их родителей;

  • проведение восстановительных программ (восстановительная медиация, Круги сообщества, школьные и семейные конференции и т.д.) с несовершеннолетними правонарушителями, пострадавшими, их родителями, а также с конфликтующими сторонами (школьниками, педагогами и родителями) за границами компетенции школьных служб примирения или при отсутствии таковых в ОУ;

  • информационное обеспечение работы по восстановительным программам на территории;

  • отработка модели межведомственного взаимодействия учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на подведомственной территории;

  • мониторинг проведения восстановительных программ (в том числе в школах на своей территории);

  • обучение навыкам проведения примирительных программ кураторов-взрослых и детей-волонтеров школ на территории;

  • взаимодействие с Ассоциацией кураторов служб примирения и медиаторов г. Москвы (посещение мероприятий ассоциации, изучение материалов новых разработок в области ВП, доклады и обсуждения работы службы, прохождение супервизий и т.п.).



^ 3. Принципы восстановительных программ, используемых районной службой примирения.


3.1 В своей работе РЦП опирается на Стандарты восстановительной медиации, принятые Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.


3.2. Понятие восстановительной медиации

Под медиацией понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.


^ 3.3. Основные принципы восстановительной медиации


- добровольность участия сторон

Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

- информированность сторон

Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

- нейтральность медиатора

Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

- конфиденциальность процесса медиации

Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов.

Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.

Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию.

Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

- ответственность сторон и медиатора

Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

- заглаживание вреда обидчиком

В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

- самостоятельность служб примирения

Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.


4. Порядок формирования Ресурсного центра примирения

4.1. Ресурсный центр примирения создается на базе ____________________________ на основании приказа Директора ГБОУ ЦПМСС ______________________________________

4.2. РЦП действует на основании данного положения и Стандартов восстановительной медиации;

4.3 Сотрудники РЦП проходят подготовку в качестве ведущих восстановительных программ (медиаторов) и сами проводят восстановительные программы по конфликтным и криминальным ситуациям.


5. Порядок работы Ресурсного Центра примирения

5.1. РЦП может получать информацию о трудностях во взаимоотношениях, случаях конфликтного или противоправного характера из образовательных учреждений (далее ОУ), управления внутренних дел по делам несовершеннолетних (далее УВД ПДН), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДНиЗП), суда, других учреждений профилактики, также по личному обращению граждан.

5.2. РЦП принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, согласовывая в случае необходимости с КДНиЗП, межведомственным консилиумом специалистов. Конфликтующие стороны могут быть направлены к медиатору на предварительную беседу, но сама Примирительная встреча проводится только в случае согласия на нее конфликтующих сторон. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение для проведения программы также необходимо согласие родителей (законных представителей).

  1. Переговоры со сторонами конфликта, родителями и должностными лицами проводят медиаторы (ведущие восстановительных программ) РЦП.

5.4. Если конфликтующие стороны не достигли возраста 14 лет, примирительная программа проводится с согласия родителей (законных представителей).

    1. Медиаторы (ведущие восстановительных программ) могут работать парами.

5.6 Специалисты РЦП самостоятельно определяют сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае, согласовывая с участниками конфликтной/криминальной ситуации.

  1. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты при согласии сторон фиксируются в примирительном договоре между сторонами.

  2. РЦП имеет право предоставить копию договора между сторонами конфликта и информацию о его выполнении для дополнительной характеристики материалов дела и личности нарушителя в уполномоченные инстанции.

  3. Информация, полученная в ходе проведения медиации является конфиденциальной за исключением подписанного сторонами примирительного договора, который может быть передан в заинтересованные инстанции (суд, КДНиЗП, администрации я школы и пр.) для вынесения адекватного решения по данной ситуации.

5.10. Специалисты РЦП осуществляют контроль над выполнением обязательств, отраженных в договоре между сторонами, но не несут ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, РЦП организует анализ трудностей и обсуждение путей их преодоления.

5.11. В случае необходимости служба примирения содействует социальной, педагогической, правовой и психологической помощи участникам восстановительной программы, а также по возможности организует поддержку со стороны ближайшего социального окружения как важного ресурса изменения ситуации.

5.12. РЦП может привлекать дополнительных специалистов с целью организации реабилитационного пространства для сторон конфликта.

5.13. В случае если программа примирения проводилась с несовершеннолетним, в отношении которого возбуждено уголовное дело, примирительный договор может быть приобщен к материалам дела вместе с документами, дополнительно характеризующих личность обвиняемого и подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба, а также иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.


  1. Заключительные положения

    1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения директором Центра или вышестоящим органом образования города Москвы.

^ ПРИЛОЖЕНИЯ К «ПОЛОЖЕНИЮ О СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ»

Автор: Коновалов А.Ю.


1. Примерный план создания службы примирения школе

  1. Принятие администрацией школы решения о создании Школьной службы примирения, заключение договора

  2. Согласование с администрацией школы. Включение в должностную инструкцию сотрудника – куратора службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы

  3. Подписание приказа о создании службы.

  4. Утверждение Положения о Школьной службе примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации

  5. Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам)

  6. Отбор школьников на участие в базовом семинаре.

  7. Проведение базового семинара

  8. Создание клуба медиаторов и регулярные встречи детско-взрослой команды Школьной службы примирения

  9. Обсуждение и формулирование командой службы примирения ценностей восстановительной медиации, которые служба собирается нести в свою школу

  10. Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки педагогического коллектива (классных руководителей)

  11. Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки родителей

  12. Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки учеников

  13. Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании ШСП, на сайте школы

  14. Определение администрацией школы, куратором и школьниками-медиаторами способов получения информации о конфликтах.

  15. Доработка и принятие документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.)

  16. Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме.

  17. Проведение супервизий по проведенным программам, оценка соответствия проведенных программ стандартам восстановительной медиации и порядку работы медиатора.

  18. Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее улучшения и влияния ШСП на школу

  19. Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов и способов реагирования на конфликты в школе. Итоговая оценка эффективности деятельности Школьной службы примирения

  20. Изучение куратором литературы по восстановительной медиации и восстановительному правосудию.

  21. Прохождение тренинга восстановительной медиации 2 ступени

  22. Прохождение тренинга по проведению программы «Круги сообщества»

  23. Связь с ассоциацией медиаторов (взаимопомощь и обмен опытом, участие в совместных мероприятиях сообщества медиаторов)

  24. Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы и мероприятия

  25. Прохождение тренинга для тренеров

  26. Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам.



^

2. Порядок работы медиатора в восстановительной модели медиации



Авторы:

Рустем Максудов,

Людмила Карнозова,

Антон Коновалов

^ ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ


ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога со стороной

2 фаза. Понимание ситуации

3 фаза. Поиск вариантов выхода

4 фаза. Подготовка к встрече



^ ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами

2 фаза. Организация диалога между сторонами

3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.

4 фаза. Обсуждение будущего

5 фаза. Заключение соглашения

6 фаза. Рефлексия встречи



^ АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Задачи работы ведущего (медиатора):

  1. получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ;

Критерии, по которым случай может быть принят в работу:

• стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;

• в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как минимум, свое участие) в содеянном.

  1. если дело разбирается в официальных органах (милиция, суд или КДНиЗП), выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические последствия успешного проведения программы;

  2. связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик и/или пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор обязательно связывается с законными представителями несовершеннолетнего.

Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности, непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных органов и учреждений, и предложить участникам конфликта восстановительный способ разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать сквозные задачи. Их реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:

  • достижение и удержание контакта со сторонами;

  • создание условий для конструктивного выражения эмоций;

  • создание безопасной атмосферы во время работы;

  • создание условий для взаимопонимания.


^ ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога со стороной

Задача: представить себя и программу.

Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно, принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы диктуют специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам – безопасная атмосфера во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом и четко уяснить для себя, как он будет представляться, то есть :

  • кто он и его роль в деле;

  • роль и функции организации, которую он представляет;

  • его взаимоотношения со сторонами.

Вариант представления:

Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…). Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или службу), я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба) помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах. Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении, в этом случае я обязан сообщить в компетентные органы.


^ 2 фаза. Понимание ситуации

Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

^ Возможные действия медиатора:

1. Обсуждение ситуации

  • помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям);

  • внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;

  • в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;

  • обсудить ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию, рассказать о ценностях восстановительной медиации.

  • Обсуждение последствий

обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.


^ 3 фаза. Поиск вариантов выхода

Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.

Обсуждаемые вопросы:

  • какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям эти выходы могут привести;

  • пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;

  • варианты заглаживания вреда;

  • в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;

  • если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и ближайшего социального окружения;

  • рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;

  • обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече являются стороны, а медиатор обеспечивает конструктивность и безопасность;

  • предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);

  • проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного соглашения;

  • если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия. Можно предложить форму челночной медиации, а также другие программы восстановительного правосудия: Круги или семейные конференции. В случае категорического несогласия на любые формы общения можно предложить не решать вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты;

  • независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то специалистов;

  • если сторона согласна на встречу сторон, приступить к 4 фазе.


4 фаза. Подготовка к встрече

Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.

^ Возможные действия медиатора:

  • рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах, роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц). Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести дополнения;

  • если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;

  • пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за безопасность, координирование действий, поддержка диалога). Подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;

  • обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;

  • поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.

Правила встречи

    1. Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.

    2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.

    3. Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).

    4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.

    5. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором.


^ ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами

Возможные действия медиатора:

  1. заранее подготовить место для встречи сторон;

  2. поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познакомить участников друг с другом;

  3. объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;

  4. объявить основные пункты повестки дня.


2 фаза. Организация диалога между сторонами

Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.

Возможные действия медиатора:

1. предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;

2. предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;

3. поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходе встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помогало конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению друг к другу.


^ 3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече

и фиксация решений сторон.

Задачи:

      1. поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;

      2. поддержать извинения и прощение;

      3. инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;

      4. обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;

      5. обсудить и принять механизм реализации решений.


4 фаза. Обсуждение будущего

Задача: поддержать проектирование будущего участников.

Вопросы для обсуждения:

  • что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;

  • что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;

  • какую профессию (специальность) хочешь получить и кто может поддержать тебя в этом;

  • чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься в каком-либо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться.


5 фаза. Заключение соглашения

Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.

Возможные действия медиатора:

  • фиксировать решения и четкий план их реализации;

  • обсудить, что делать, если план не будет выполнен;

  • зафиксировать устное соглашение или письменный договор.


6 фаза. Рефлексия встречи

  • обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?

  • спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.

^ После встречи, по возможности, организовать чаепитие с рассказом сторон друг другу о себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).


^ АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

(Может проходить через 2-3 недели)

Задачи:

1. провести рефлексию результатов медиации;

2. выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;

3. обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:

  • как развиваются ваши отношения и как выполняется договор?

  • что важного для себя вы поняли в результате встречи?

  • рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?

  • бывают ли у них ситуации, где нужен медиатор, посоветовали бы обратиться к медиаторам?




  1. Форма мониторинга деятельности службы примирения

Разработано: Карнозова Л.М., Коновалов А.Ю., Хананашвили Н.Л.



Образовательное учреждение

Количество медиаторов

Количество поступивших случаев

Количество завершённых программ

Количество случаев, рассмотренных с участием специалистов из территориальных служб примирения (ТСП)

Общее количество участников программ

взрослых

подростков

Медиация

Школьная конференция

Круги сообщества

Всего

взрослых

подростков


































  1. ^ Извлечение из «Стандартов восстановительной медиации» 2009 года

Стандарты восстановительной медиации разработаны и приняты Всероссийской Ассоциацией восстановительной медиации.

Данные стандарты относятся к широкому кругу восстановительных практик: медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ», «Школьные конференции» и другие практики, в основе которых лежат ценности и принципы восстановительного подхода.

При разработке стандартов учтен опыт работы по проведению программ восстановительного правосудия в различных регионах России в течение 12 лет.


^ Понятие восстановительной медиации

Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.


^ Основные принципы восстановительной медиации

- добровольность участия сторон

Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.


- информированность сторон

Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.


- нейтральность медиатора

Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.


- конфиденциальность процесса медиации

Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов.

Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.

Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию.

Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.


- ответственность сторон и медиатора

Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.


- заглаживание вреда обидчиком

В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.


- самостоятельность служб примирения

Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.


^ Процесс и результат медиации

Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.

Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.

Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.

Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.


^ Деятельность служб примирения

Программы восстановительной медиации могут осуществляться в службах примирения.

Службы примирения при исполнении своих функций должны быть независимыми и самостоятельными. Деятельность служб примирения должна получить официальный статус в рамках структур, в которых она создается.

Службы примирения могут создаваться как по ведомственному принципу (в системе образования, молодежной политики, социальной защиты, судебных, правоохранительных органов и пр.), так и носить межведомственный, надведомственный (службы при муниципалитетах, КДНиЗП и пр.) или территориальный характер.

Медиаторы, руководители и кураторы служб должны пройти специальную подготовку.

Служба примирения использует разные программы: медиацию, круги сообществ, школьную конференцию, а также может разрабатывать свои оригинальные программы, основанные на принципах восстановительной медиации.

Служба примирения ведет мониторинг и собирает статистику по поступившим запросам и проведенным медиациям.

Службы примирения должны обладать достаточной самостоятельностью при исполнении своих функций.


Особенности деятельности служб примирения в рамках органов и учреждений системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних2.

Программы восстановительной медиации могут реализовываться на базе учреждений системы образования, социальной защиты, молодежной политики и иных, осуществляющих социальную помощь по территориальному (муниципальному) принципу. В территориальные (районные, муниципальные) службы случаи могут поступать из КДНиЗП, административных органов, учреждений социальной защиты, правоохранительных органов, суда, образовательных учреждений, от граждан.

Территориальная служба примирения должна разработать положение, утвержденное администрацией учреждения. Также возможно внесение дополнений о службе примирения в устав учреждения, должностные инструкции реализующих восстановительные программы специалистов и другие документы.

Территориальные службы могут реализовывать разные программы: медиацию, круги сообществ, школьные конференции, круги заботы, семейные конференции (при условии прохождения подготовки по методике их проведения специалистами службы).

Руководитель (координатор, куратор) территориальной (муниципальной) службы примирения имеет подготовку в качестве медиатора, осуществляет общее руководство службой, планирует развитие и продвижение службы, организовывает порядок и контроль реализации программ, ведет мониторинг и анализ реализации программ в учреждении, выстраивает взаимодействие с заинтересованными учреждениями и ведомствами. По согласованию с КДНиЗП служба может осуществлять мониторинг реализации программ медиации на территории муниципального образования.

В территориальной (муниципальной) службе примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:

а) сотрудники данного учреждения;

б) взрослые (студенты, сотрудники общественной организации и т.д.) по согласованию с администрацией учреждения. При территориальной (муниципальной) службе примирения могут быть созданы детские волонтерские объединения по типу школьных служб примирения.

Специалисты территориальной службы примирения могут вести работу в следующих направлениях:

  1. Проводить медиацию по конфликтным и криминальным делам из КДНиЗП, судов, школ, по обращению граждан.

  2. Осуществлять методическое сопровождение деятельности служб примирения на территории.

  3. Осуществлять подготовку медиаторов и кураторов служб примирения.

  4. Осуществлять мониторинг и анализ деятельности служб примирения на территории.

Методисты территориальной службы примирения должны иметь подготовку в качестве медиатора и тренера, опыт проведения программ. Методист может осуществлять методическое сопровождение медиаторов различных служб примирения на территории муниципального образования, проводить обучение медиаторов, в том числе учащихся образовательных учреждений, супервизию, консультирование, давать экспертную оценку.

Программа примирения в территориальной (муниципальной) службе примирения может проводиться между несовершеннолетними, несовершеннолетним(и) и взрослым(и), между взрослыми в ситуации определения дальнейшей судьбы несовершеннолетнего.

Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но сама медиация проходит только добровольно. Если участниками программы являются несовершеннолетние, то медиатору рекомендуется получить разрешение родителей на участие их детей в восстановительной программе или пригласить родителей участвовать в программе.

Результаты проведенной восстановительной программы могут быть учтены при обсуждении семьи или ребенка в судебном заседании или на административном заседании КДНиЗП, вынесении решения о дальнейшей судьбе участников программы.


^ Особенности службы примирения в системе образования

В системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе общеобразовательных учреждений всех типов (7 и 8 видов – в исключительных случаях), учреждений дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования, вузов.

В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый куратор.

В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:

а) учащиеся;

б) педагогические работники образовательного учреждения;

в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.

Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.


Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.

Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и прочее.


Участниками программ примирения могут быть дети, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора.


Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены администратором на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но встреча между сторонами проходит только добровольно.

Куратор должен получить согласие от родителей медиаторов-школьников на их участие в работе службы примирения.

Служба примирения должна разработать положение, которое должно быть утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение дополнений о службе примирения в устав образовательного учреждения и другие документы.

Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрослого на встрече в качестве соведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации.

По аналогии службы примирения могут создаваться в общежитиях, спецшколах и так далее.

1 В большинстве регионов это служба в структуре Центров ПМСС, работающая в партнерстве с КДН и школами на территории.

2 В описаниях они названы «территориальные службы примирения».



Добавить в свой блог или на сайт



Похожие:

Положение о школьной службе примирения iconПоложение о школьной форме в моу сош №85
Данное положение разработано с целью выработки единых требований к школьной одежде обучающихся 1-11 классов

Положение о школьной службе примирения iconПоложение о школьной предметной олимпиаде
Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи школьной олимпиады, порядок ее проведения

Положение о школьной службе примирения iconПоложение о школьной одежде и внешнем виде учащихся
Настоящим положением устанавливается определение школьной формы как делового стиля одежды и вводится понятие школьной одежды

Положение о школьной службе примирения iconПоложение о школьной форме Общие положения
Введение школьной формы осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст. 32, ст. 50; Конвенцией о правах ребенка ст....

Положение о школьной службе примирения iconПоложение о школьной форме Общие положения
Введение школьной формы осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст. 32, ст. 50; Конвенцией о правах ребенка ст....

Положение о школьной службе примирения iconПоложение о школьной системе оценки качества образования
Положение о школьной системе оценки качества образования (далее Положение) устанавливает единые требования при реализации школьной...

Положение о школьной службе примирения iconПротокол №1 «30» августа 2010г от «30» августа 2010г. Пархоменко С. А. Положение о школьной одежде и внешнем виде учащихся общие положения
Настоящим положением устанавливается определение школьной формы как делового стиля одежды и вводится понятие школьной одежды

Положение о школьной службе примирения iconПоложение о школьной системе оценки качества образования в гбоу сош №815 г. Москвы
Положение о школьной системе оценки качества образования (далее положение) устанавливает единые требования при реализации школьной...

Положение о школьной службе примирения iconПоложение о школьной системе оценки качества образования в гбоу цо №97 г. Москвы
Положение о школьной системе оценки качества образования (далее положение) устанавливает единые требования при реализации школьной...

Положение о школьной службе примирения iconПравила поведения учащихся в школе. Положение о библиотеке. Положение о дополнительном образовании. Положение о школьной олимпиаде. Положение о Дне здоровья
Положение о городском лингвистическом фестивале проектных и исследовательских работ учащихся начальной школы «Сотворчество»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©urf.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы