Педагогические возможности web-портфолио как формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей icon

Педагогические возможности web-портфолио как формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей



НазваниеПедагогические возможности web-портфолио как формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей
Дата13.05.2013
Размер96.27 Kb.
ТипСтатья
источник

Иванова Л.А. Педагогические возможности WEB-портфолио как формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей // Инновации в образовательном пространстве: Сборник научных статей /отв. И научный ред. Проф. В.А. Адольф: Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2010. С. 19 – 23.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ WEB-ПОРТФОЛИО КАК ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


Иванова Л. А., канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики

ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет»


Статья является частью проекта по определению внутривузовской системы оценки качества педагогического образования. В ней представлен опыт апробации новой формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей, введения открытой и объективной процедуры оценивания и анализа качества педагогического образования студентов посредством web-портфолио.


Интеграция России в единое экономическое, политическое и образовательное мировое сообщество привела к концентрации всеобщего внимания ученых на качестве образования, поиске надежных средств, методов и технологий оценивания его результатов, соотносимых с международными стандартами. Большинство специалистов в области высшего профессионального образования не сомневаются, что традиционные методы оценки – тесты и устные экзамены – не позволяют адекватно оценить компетенции студента. Однако признание того, что традиционные методы проверки знаний неадекватны, не мешает им доминировать в образовательном процессе и, в том числе, в проектах учебных программ «нового поколения». В связи с переходом на компетентностный подход обучения на всех иерархических уровнях профессионального образования актуализируется проблема: А как проверить сформированную профессиональную компетентность? Экзамен, который проходит, как правило, в традиционных формах характерных для старой, архаичной парадигмы обучения в знаниевом формате (билет, два теоретических вопроса, в лучшем случае решение педагогической задачи, ситуации или кейса), сужает диапазон оценивания, не позволяет преподавателю выявить уровень сформированности профессиональной компетентности, а, следовательно, своевременно внести коррективы и оптимизировать процесс обучения. На современном этапе высшего профессионального образования появился и новый способ оценивания – это Интернет экзамен в сфере профессионального образования ФЭПО. Но давно известно, что стандартная процедура экзамена, опирающаяся, на тестирование, не позволяет уловить многие умения и навыки, которые необходимо формировать у студентов для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания вуза, в том числе и их успешной социальной адаптации. Качество образования, на наш взгляд, является гораздо более широким понятием, чем уровень знаний по предметам. Компетентностная модель подготовки специалиста позволяет разнообразить оценочные средства новыми формами. Для решения этой проблемы преподаватели кафедры педагогики ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» (ИГЛУ) разрабатывают различные формы экзамена, например: защита учебно-исследовательского задания с демонстрацией видеозаписи фрагмента общения с детьми, защита проекта с использованием мультимедийной презентации, монографический анализ какой-либо (одной из множества) образовательных практик и т.д. Начиная с 2005 г. преподаватели выставляют отметку студентам на экзамене по совокупности печатных работ. При условии, если студенты принимали активное участие в научных конференциях кафедры. А также печатали свои статьи, тезисы доклады, в сборниках материалов региональных, международных и т.д. конференциях, или принимали участие в открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях Российской Федерации, а может быть в грантовых конкурсах. Главное это самостоятельный выбор своей образовательной «траектории» при сдаче экзамена, причем не исключается и классический вариант по билетам.

При изучении курса педагогики акцент делается на развитие и совершенствование умений по осуществлению профессиональной деятельности выпускника: гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных, прикладных. Реализация этой задачи осуществляется (наряду с семинарскими и практическими занятиями) в ходе самостоятельной подготовки студентами «Профессионального портфолио», содержание, которого состоит из 4-х взаимосвязанных разделов: диагностический паспорт, профессиональная биография, методическая копилка, досье профессионального роста. Выполнения предложенных студентам заданий предполагает реализацию системы формирования общепрофессиональных умений, а так же системы самодиагностики и педагогического мониторинга готовности студента к профессиональной деятельности [2]. Сроки выполнения заданий совпадают со сроками проведения семинарских (практических) занятий. Итоговый контроль – защита материалов «Профессионального портфолио» (индивидуальная, групповая защита «Портфолио» является составной частью экзамена). Но профессиональный портфолио традиционно долгие годы выполнялся в бумажном формате, что, безусловно, имело и свои минусы. Появление web-технологий второго поколения (web 2.0) в образовательном пространстве делает проблему оценки качества обучения еще более актуальной, требующей серьезного, теоретически осмысленного подхода к ее решению. Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов педагогических специальностей ИГЛУ, стандартизации требований «на входе и выходе» на разных уровнях обучения стал web-портфолио (web-portfolio), «электронный портфолио» (electronic- portfolio, e-portfolio, e-folio), как альтернативный способ формирования и оценивания профессиональной компетентности будущего преподавателя.

По словам министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко, к Единому Государственному экзамену в ближайшем будущем может добавиться ещё одна форма итоговой аттестации выпускников школ. Этой формой может стать портфолио, которое включает в себя разного рода школьные проекты, спортивные результаты, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Министр уверен, что портфолио даст возможность с большей точностью определить уровень знаний школьников. «Следует стремиться к тому, чтобы вместо ЕГЭ была принята новая система - портфолио, которая даст возможность учитывать достижения школьников на протяжении всего времени учебы, при поступлении в вузы и во время обучения там», - заявил А.А. Фурсенко. Он также добавил, что переход к системе портфолио является вопросом времени [1]. Бесспорным представляется факт, что из всех форм контроля, именно итоговый документ портфолио сможет рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними). Портфолио не только станет современной эффективной формой оценивания, но и поможет решать следующие важные педагогические задачи:

  • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Становится очевидным, что портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ – или каких- либо иных форм экзаменов – при поступлении в вуз, поскольку позволит наиболее полно покрыть тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в качестве накопительной оценки позволит отразить устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования. Таким образом, портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы вузу, может использоваться вузами в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга абитуриента.

Сказанное позволяет констатировать, что к настоящему времени созданы весомые предпосылки для внедрения портфолио в высшее образование, в практику обучения будущего педагога. Поскольку в реализации новой формы итоговой аттестации выпускников школ многое зависит от того, кто будет воплощать намеченное в жизнь и обеспечивать процедуры длительного мониторинга, интегрирующего приемы тестирования и каждодневного обучения. Эта важнейшая задача ляжет на плечи тех, кто сейчас еще учится в педагогических вузах, будущих педагогов. Фактически студент – будущий педагог становится ключевой фигурой, которой предстоит принимать активное участие в организации альтернативного контроля для повышения объективности процедуры педагогических измерений и для создания условий, способствующих наиболее полной реализации познавательного потенциала личности школьника.

Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии обучения в контексте компетентностного подхода и является, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен) не только и не столько в средней общеобразовательной школе, но и в педагогическом вузе. Портфолио мы рассматриваем как форму аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся, студентами в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Как мы отмечали выше, на современном этапе информационного общества активно используются новые формы портфолио – «электронный портфолио», а также формы, ориентированные на новые образовательные цели – «паспорт компетенций и квалификаций».

Определений Web-портфолио существует много, в каждом подчеркиваются свои детали, но в целом можно сказать, что речь идет о персонализованных онлайновых коллекциях работ некоего автора (индивида, группы, организации) и связанных с ними комментариев (как самого автора, так и других) и оценок. Web-портфолио основан на гипертекстовых технологиях, позволяющих реализовать связи между компонентами перекрестных ссылок.

Web-портфолио имеет преимущества перед традиционным вариантом на бумажном носителе. Создание портфолио в Интернет пространстве позволяет хранить и демонстрировать достижения профессиональной деятельности в наглядном виде за счет использования различных форматов - текстового, аудио, графического, видео, осуществлять информационное взаимодействие, делиться разработками и т.д.

Любой web-портфолио имеет определенную структуру и свои особенности сбора и организации информации (см. например портфель студента романского факультета www.circasa.narod.ru). Структура определяется из целей и задач его использования. На наш взгляд web-портфолио позволит подняться на новую ступень профессиональной подготовки будущего педагога, т.к. создание web-портфолио направлено, прежде всего, на привлечение студентов к участию в процессе медиапроизводства. При этом web-портфолио выступает фактором преодоления коммуникативного противоречия между средствами массовой коммуникации и молодежной аудиторией. Более того, на основе портфолио, который опирается на медиаобразовательные технологии, можно будет формировать рейтинги студентов, проводить анализ активности студентов и контролировать развитие в профессиональной деятельности, web-портфолио позволит студенту хранить большой объем документации. Благодаря web-портфолио отпадает надобность распечатывания документов, из-за быстрого устаревания информации web-портфолио проще обновлять, информация находится в свободном доступе, в Интернете. Предлагаем обратиться к конкретным примерам, чтобы наглядно продемонстрировать, как работает web-портфолио в период педагогической практики и по окончанию вуза. По праву можно сказать, что он интересен как средство позволяющее позиционировать выпускнику себя в виртуальном пространстве перед потенциальным работодателем и потребителем (т.е. родителями), т.к. он является своеобразным «паспортом компетенций и квалификаций». Кроме того web-портфолио помогает педагогу любого, в том числе и дошкольного образовательного учреждения выйти за рамки своих образовательных учреждений, классов, групп и активно взаимодействовать со своими «напарниками» (peers) из других стран, а также общаться со всеми участниками международного Интернет полилога и международного образовательного процесса. Т.е. осуществлять интерактивный диалог с профессиональным сообществом. Доступ к профессиональным сервисам позволяет педагогу проявиться, самостоятельно высказываться, а также сравнивать свои выводы и идеи с мнением других коллег. Если речь пойдет о web-портфеле конкретного студента в период педагогической практики, он позволяет хранить и демонстрировать достижения профессиональной деятельности в наглядном виде, доступ к которому с возможностью загрузки на персональные компьютеры получают и другие люди. Так координатор практики может корректировать поступательность профессионального развития будущего педагога дошкольного образовательного учреждения, а родитель может отслеживать, как развивается его ребенок, как он принял участие в конкретном празднике, как он занимался, что ему удается, что «западает» и над чем ещё необходимо работать. Т.е. когда родители заняты, а так чаще всего происходит и не могут присутствовать на конкретных событиях в детском саду, стоит кликнуть мышкой, чтобы виртуально там присутствовать, быть в курсе как обстоят дела у ребенка и как профессионально работает над собой педагог. И быть уверенным, что педагога выбрал правильно и ребенку комфортно в группе.

Одним из приоритетных направлений работы кафедры сегодня - это развитие виртуального методического кабинета кафедры, а также конкретного преподавателя (автор идеи Жданко Т.А.). Ряд персональных кабинетов уже созданы и функционируют (см. www.mediateacherXXI.ucoz.ru, www.edu-career.ucoz.ru и др.). Виртуальный методический кабинет обеспечивает активное взаимодействие между преподавателем и студентами педагогических специальностей лингвистического университета. Студенты участвуют в форумах, дискуссиях, задают вопросы, получают домашние задания и т.д. Все это лишний раз подтверждает идею о том, что сеть Интернет успешно эволюционировала из среды технологических возможностей в среду возможностей иного, более широкого порядка и было бы неразумным образованию игнорировать, то, что нас окружает.

Литература

  1. Фурсенко А.А. Новая форма итоговой аттестации выпускников школ, 2009. Режим доступа: http://socrat.info/index.php/news/659, дата обращения: 12.10.2009

  2. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов.– М., Изд-во «Совершенство», 1998. – 368 с.




Похожие:

Педагогические возможности web-портфолио как формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей iconИванова Л. А. Новые формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей: web-портфолио // Вестник Иркутского регионального отделения Академии наук высшей школы России.
Иванова Л. А. Новые формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей: web-портфолио // Вестник Иркутского...
Педагогические возможности web-портфолио как формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей iconРекомендации по построению различных моделей «портфолио» учащихся основной школы Общие положения «Портфолио»
Рования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется...
Педагогические возможности web-портфолио как формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей iconОценка учебных достижений
Следовательно, необходимо определить критерии оценивания учебных достижений учащихся
Педагогические возможности web-портфолио как формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей iconПоложение о портфолио педагога
Портфолио является формой оценивания индивидуальных профессиональных и творческих достижений педагога моу дод «ддт»
Педагогические возможности web-портфолио как формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей iconПорядок формирования аттестационного портфолио педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Краснодарского края, аттестуемых на первую и высшую квалификационные категории
Педагогические работники, аттестуемые на первую и высшую аттестационные категории, формируют аттестационное портфолио – пакет документов,...
Педагогические возможности web-портфолио как формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей iconПорядок формирования аттестационного портфолио педагогических работников, аттестуемых на первую и высшую квалификационные категории
Педагогические работники, аттестуемые на первую и высшую квалификационные категории, формируют аттестационное портфолио пакет документов,...
Педагогические возможности web-портфолио как формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей iconПоложение о порядке оценивания личных достижений обучающихся
Письмом Министерства образования РФ от 28. 05. 2003 №03-56 ин/13-03, Письмом Министерства образования РФ от 15. 05. 2003 №03-55-13...
Педагогические возможности web-портфолио как формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей iconДокументи
1. /Конкурс портфолио/Заявка.doc
2. /Конкурс...

Педагогические возможности web-портфолио как формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей iconПоложение о портфолио индивидуальных образовательных достижений
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения
Педагогические возможности web-портфолио как формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей iconПротокол №1 от 2011г. Положение о портфолио ученика
Портфолио это собрание личных достижений ученика, кото­рое формируется лично и реально показывает его уровень подготов­ленности и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©urf.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов