Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе* Аннотация icon

Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе* Аннотация



НазваниеПрактика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе* Аннотация
Дата19.05.2013
Размер133.29 Kb.
ТипДокументы
источник


Федоров А.В. Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе // Инновации в образовании. 2012. № 10. С.33-41.


А.В.Федоров,

доктор педагогических наук, профессор,

президент Ассоциации медиапедагогики России,

проректор по научной работе

Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова.

mediashkola@rambler.ru


Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе*


Аннотация. Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе. В статье анализируются основные направления внедрения медиаобразования, осуществляемые польскими медиапедагогами на современном этапе (1992-2012 годы): основные акции, технологии, подходы.




^ Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе*


* Статья написана при финансовой поддержке НИР по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации (2012-2014), Наименование НИР: «Сравнительный анализ развития медиаобразования в странах Восточной Европы (1992-2012)», № 6.377.2011. Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.


Начало формы

Основные вехи развития медиаобразования в Польше за последние 20 лет


Польский исследователь П.Джевевецки справедливо утверждает, что развитие медиаобразования в Польше до начала 1990-х годов сталкивалось с большими трудностями [Drzewiecki, 2010, c.35]. В самом деле, с точки зрения современного уровня медиаобразования, предусматривающего свободный от идеологической цензуры процесс восприятия, анализа, создания и распространения медиатекстов, развития аналитического мышления и медиакомпетентности, Польша, входившая в «соцлагерь», что называется, не отвечала «европейским стандартам». Однако, как и в Советском Союзе, в Польской народной республике в 1960-х – 1980-х медиаобразование, хоть и под идеологическим контролем, развивалось в виде факультативов, кружков, киноклубов, любительских кино/фотостудий, школьной и вузовской прессы и т.п. [см., например: Koblewska, 1965; 1980]. При этом, как и в СССР, господствовали два педагогических подхода – практический (с опорой на обучение созданию медиатекстов – на материале прессы, радио, фотографии, кино, телевидения) и эстетический (с опорой на восприятие и анализ художественных медиатекстов).

В связи с существенными политическими и экономическими изменениями в 1990-х, развитие медиаобразования в Польше обрело второе дыхание. Польские медиапедагоги стали активно внедрять зарубежный, прежде всего, европейский опыт. На повестку дня стали проблемы развития медиакомпетентности аудитории. В 1996 году было создано Польское общество Технологии и образовательных медиа. С 1996 по 2003 год ежеквартально выходил в свет журнал «Медиаобразование». Медиаобразовательные движение (как в университетах, так и в школах) охватывало такие польские города, как Варшава, Гданьск, Катовицы, Люблин, Познань, Торунь и др.

С 1998 года медиаобразование в Польше стало интегрироваться с гуманитарными предметами (например, польский язык и литература), расширился спектр издаваемых медиаобразовательных программ, учебных пособий, монографий, статей. Вместе с тем, в обществе все чаще высказывались мнения о том, что необходимы также и автономные медиаобразовательные предметы/курсы [Drzewiecki, 2010, c.37].

С начала XXI века курировать развитие медиаобразования на государственном уровне стал Национальный совет по радио и телевидению. Были выдвинуты идеи о комплексном развитии медиаобразования в Польше, включающем соответствующую подготовку учителей, вовлечение в медиаобразовательный процесс общественных организаций, библиотек и местных органов власти. Проблемам медиаобразования были посвящены конференции в Кельце (2000) и Варшаве (2000). В 2002 году Национальный совет по радио и телевидению провел совещание с участием экспертов в области медиапедагогики, где шла речь о путях дальнейшего развития медиаобразования в республике.

В дальнейшем в центре дискуссий в Польше были такие проблемы, как ограничение вредных медийных воздействий на несовершеннолетнюю аудиторию, инициация законопроекта о запрете пропаганды насилия в СМК, участие в медиаобразовательном процессе медийных агентств, в частности, телевидения и интернет-порталов (EdukacjaMedialna.pl или Edunews.pl).

В 2005 году был основан Польский киноинститут (PFI), осуществивший ряд проектов, связанных с медиаобразованием. Так в каждую из 14000 польских школ были отправлены пакеты с 50 DVD-дисками игровых, документальных и анимационных фильмов. При этом диски были выбраны экспертами в соответствии с учебными программами [Lipszyc, 2012].

Вступление Польши в Европейский Союз позволило польским медиапедагогам опираться на такие решения, как Резолюция Европейского парламента о введении обязательного медиаобразования для школьников  и  учителей [Резолюция…, 2008]. В связи с этим стали высказываться мнения, что медиаобразование должно развиваться на постоянной основе и охватывать не только дошкольников, школьников, студентов, несовершеннолетнюю аудиторию в целом, но и учителей, родителей, взрослых, пенсионеров.

В отличие от таки стран восточной Европы, как Венгрия, Чехия и Словакия, медиаобразование в Польше так и не обрело обязательного статуса в средних школах. Министерство образования, соглашаясь с общими положениями о необходимости медиаобразования, не стало вводить отдельные дисциплины по основам медиакультуры, рассредоточив медиаобразовательную составляющую по разным школьным предметам. Однако в ряде школ медиаобразовательные дисциплины внедрены и в виде автономных курсов в рамках дисциплин по выбору учащихся.

В 2009 году в Польше возникли новые инициативы продвижения идей европейского медиаобразования в школах: открылось Польское медиабюро, расширившее возможности аудиовизуальных специалистов эффективно использовать гранты Европейского Союза. Медиабюро стало организатором конференций по проблемам медиаграмотности [Lipszyc, 2012]. В этом же году в Варшаве состоялась конференция, посвященная проблемам дальнейшего развития медиаобразования в Польше, была принята Национальная медиаобразовательная программа и создана Польская ассоциация медиаобразования.

Как и в Европе, развитие медиаобразования в Польше связывается теперь с гражданским воспитанием и вопросами демократии, с социально ориентированными средствами массовой коммуникации. Все это способствует как формальному (в учебных заведениях), так и неформальному (например, через интернет) медиаобразованию аудитории.

Стоит отметить, что важную роль здесь также играет польская католическая церковь. В частности, в Польше издается специальный журнал «Бюллетень медиаобразования» (Biuletyn Edukacji Medialnej), целенаправленно ориентированный на религиозные подходы к медиаобразованию. Вот только некоторые из тем, затронутых в статьях этого журнала: «Человек, семья, здоровье и медиа», «Роль родителей в медиаобразовании детей», «Об инициации польской системы классификации аудиовизуальной продукции», «Сотрудничество богословов и специалистов в области медиа как основа христианской демократии», «Роль медиаобразования в новой учебной программе основного общего образования школьников», «Медийные манипуляции», «Насилие в электронных медиа», «Психосоциальные аспекты влияния средств массовой информации», «Медиаобразование в 2008–2011 годах: самые важные инициативы, проблемы, перспективы развития», «Осквернение религиозных ценностей в современных медиа», «Блог как новый вызов для медиаобразования: блоги священников и монахов», «Феминизм и медиа», «Религиозное отношение как основание для выбора игровых фильмов», «Религиозное содержание в масс-медиа» [Biuletyn…, 2004-2012].

Ведущие польские медиапедагоги-католики публикуют статьи, монографии и учебные пособия [Ilowiecki, Zasepa, 2003; Lecicki, 2010; Wrobel, 2005 и др.], в которых отражаются их взгляды, основанные на синтезе теологической и защитной медиаобразовательных теорий, подчеркивается важность духовного развития личности человека. Естественно, для церкви чрезвычайно важен моральный аспект медиаобразования, т.к. каждый верующий ответственен за свой выбор медийных контактов и созданные им медиатексты. В частности, медиапедагогами-теологами анализируются такие проблемы, как медийное насилие и агрессия, медийные манипуляции, пропагандистские приемы и провокации, политическая ангажированность, медийная реальность и ее влияние на личность [Ilowiecki, Zasepa, 2003, с.27-38; 50-54; 70-73, 113-118].

Программы, технологии медиаобразования в современной Польше

Польские медиапедагоги полагают, что «медиаобразование - один из важнейших компонентов электронного обучения (e-learning) - формирует его основу, развивая способности интерпретировать сообщения и значения
эффективной коммуникации с помощью традиционных и новых медиа, воспринимать, анализировать, оценивать медиатексты, делая человека медиакомпетентным» [Goban-Klas, 2007, c.17].

Один из наиболее активных современных польских медиапедагогов - П.Джевевецки разработал специальную трехлетнюю программу обучения школьников (среднего и старшего возраста) медиаграмотности, основными задачами которой стали [Drzewiecki, 2010, c.86-87]:

- разработка у учащихся базовых навыков коммуникации с медиа;

- углубление их знаний о средствах массовой коммуникации;

- повышение их осведомленности о тревожных явлениях в современной  медиакультуре;

- разработка обоснованных критических и селективных приемов для контактов учащихся с медиа;

- развитие медиакомпетентности и моральной ответственности учащихся по отношению их контактов с СМК.

      Некоторые мероприятия, направленные на получение базовых умений
журналистики и медиа (например, создание интернет-сайта, школьной газеты, теле/радиопередачи, проведение конференций, связанных с СМК, обучение технологии интервью, создания рекламы и др.) нуждаются в дополнительном сотрудничестве медиапедагога с другими учителями и разного рода структурами и организациями.

Вот только некоторые темы медиаобразовательных занятий: «Для чего нужна медиаграмотность?», «Критическое и творческое мышление», «Ролевые игры», «Книги и пресса», «Журналистика», «Аудиовизуальные медиа», «Радио и телевидение», «Мультимедиа и Интернет», «Компьютерные игры», «Реклама и PR», «Кинообразование» [Drzewiecki, 2010, c.89-95].

Предусматривается не только проверка уровня усвоения школьниками знаний из области теории и истории медиакультуры, но и их способностей выполнить практические творческие работы (написать короткую статью, рецензию, подготовить обзор, репортаж, интервью, презентацию, плакат, участвовать в ролевых играх, в том числе и в командах выпуска газет, теле/радиопередач и др.). Кроме того, требуется подготовить эссе по отдельным темам, связанным с культурными и социальными аспектами СМК. Дополнительные баллы учащиеся получают за их учебную активность на всем цикле занятий.

П.Джевевецки создал также медиаобразовательный сайт  PressCafe.eu, который содержит тексты статей, докладов, иных публикаций в области медиаобразования. Аналогичный сайт под названием «Медиапедагог» (http://www.edukatormedialny.pl) основал преподаватель педагогического факультета Гданьского университета Г.Стунжи.

Еще одна заметная программа под названием «Медиаобразование» – на сей раз для учащихся лицеев – разработана М.Мазьяж [Maziarz, 2010]. Программа ориентирована в основном на печатные медиа и интернет. Помимо теоретических тем она предусматривает следующие творческие работы учащихся: разработка макета газеты и сайта; создание и редактирование своего собственного блога; работа с компьютером: в плане    редактирования газеты, монтажа звука, изображения и пр.; работа с магнитофоном, фотоаппаратом, цифровой видеокамерой; проведение интервью с интересными людьми; создание информации для веб-сайта школы, короткой телепередачи; планирование и проведение рекламных кампаний; подготовка информационных бюллетеней и т.д. [Maziarz, 2010, с.9].

Особое значение придается в Польше развитию медиакомпетентности - «композиционной гармонии знаний, понимания, оценивания и умелого использования медиа» [Strykowski, 2004, s.33]. При этом имеется в виду знания в области истории медиакультуры, медийных теорий, языка медиа; понимание роли, механизмов и степени влияния медиа в современном обществе; умения контролировать свои медийные контакты, выбирать нужные медиатексты разных видов и жанров, интерпретировать и анализировать медиатексты; использовать медийную технику, создавать собственные медиатексты [Strykowski, 2004, s.35-37; Juszczyk, 2004, s.67-71].

Проведенный нами анализ позволил составить таблицу 1, в которой отражены особенности практики внедрения медиаобразования в современной Польше.


Таб. 1. Практика внедрения медиаобразования в современной Польше


N

Медиаобразовательная ситуация

Польские медиаобразовательные организации, издания, интернет-сайты, программы, акции внедрения курсов обучения

1

^ Ведущие медиаобразовательные организации

Национальный совет радио и телевидения (http://www.krrit.gov.pl/)

Польский киноинститут (http://www.pisf.pl/pl)

Польское медиабюро (http://www.mediadeskpoland.eu/)

Новые горизонты - Ассоциации деятелей кинообразования (http://www.nhef.pl/)

Научно-образовательная компьютерная сеть (http://www.nask.pl/)

Фонд новые медиа (http://fundacjanowemedia.org/~~V)

Фонд развития информационного общества - образование
 (http://www.terazedukacja.pl/)

Фонд медиаэволюция (http://www.mediaevo.pl/)

ABCXXI - Вся Польша читает для детей
 (http://www.calapolskaczytadzieciom.pl/)

Фонд Литернет - Liternet Foundation (http://liternet.pl/)

Пресс-кафе: PressCafe.eu (http://presscafe.eu/)

Медиапедагог (http://www.edukatormedialny.pl/)

Медиаобразование (http://www.edukacjamedialna.pl/)

Медиа-олимпиада (http://www.olimpiada-medialna.edu.pl/)

Центр медиаобразования Centrum Edukacji Medialnej SpesMediaGroup

(http://www.kuria.lomza.pl/index.php?k=360)


2

^ Журналы и полнотекстовые электронные библиотеки по медиаобразованию, издание монографий и учебных пособий, учебных программ по проблемам медиаобразования

Журнал «Бюллетень медиаобразования» - Biuletyn Edukacji Medialnej.

http://www.kul.pl/biuletyn-edukacji-medialnej,art_33689.html

Журнал теологической концепции медиаобразования.

Издается с 2004 года.


Журнал «Медиаобразование» - Educacija Medialna

http://www.staff.amu.edu.pl/~techedu/edu_med_kw/ramka/tresc.html

Издавался в 1995-2003 годах.


Журнал «Учиться легче» - медиаобразовательный выпуск - Biuletyn "Uczyć łatwiej" - edukacja medialna (2010). http://www.uczyclatwiej.pl/images/stories/edukacja_medialna/biuletyn_edukacja_internet.pdf


С 1992 по 2012 годы польскими медиапедагогами изданы десятки монографий, учебных пособий, программ по проблемам массового медиаобразования. Список опубликованной литературы

для вузов, специализирующихся в области журналистики,

рекламы, кино, видео и телевидения более обширен.


3

^ Ключевые темы медиаобразовательных занятий

Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность,

медиа и религия, язык медиа, аудитория медиа, категории медиа, технологии медиа, медийные агентства, медийные репрезентации, теория и история медиакультуры и медиаобразования, проблемы медийного насилия, технологии медиаобразования и др.

4

^ Грантовая поддержка движения медиаобразования

Грантовая поддержка медиаобразовательных проектов осуществляется в Польше, как со стороны государственных учреждений, так и со стороны зарубежных фондов (например, польско-американский фонд Свободы).

5

^ Положительные и негативные тенденции развития медиаобразовательного процесса


Медиаобразование пока не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа).

Трудности развития медиаобразования на современном этапе связаны:

- с недостаточной поддержкой со стороны государства;

- с недостаточным количеством целенаправленно подготовленных медиапедагогов;

- с недостаточным числом современных медиаобразовательных учебников и учебных пособий для аудитории разных возрастов и уровней обучения.


Выводы.   Сравнение ситуации с практическим внедрением массового медиаобразования в России и Польше приводит к выводу, что оно сталкивается с похожими трудностями. К примеру, М.Джевецки полагает, что медиаобразование не вводится в Польше в качестве универсального и обязательного предмета в школах из-за того, что медиапедагоги не могли убедить руководство органами образования и общественность в настоятельной необходимости этой акции, а также из-за отсутствия доброй воли со стороны властей. А, возможно, кто-то боится появления активных граждан и требовательных потребителей и создателей медиатекстов, не подверженных медийным манипуляциям [Drzewiecki, 2010, с.9]. Для сравнения – еще каких-нибудь пять лет назад Украина существенно отставала от Польши по уровню внедрения массового медиаобразования в школах. Сегодня, благодаря активной государственной поддержке и широкому эксперименту распространения медиаобразования в десятках украинских школ, Украина, на наш взгляд, опережает Польшу по этому важнейшему показателю.

                                                                                                               

Литература


  1. Biuletyn Edukacji Medialnej. 2004-2012. http://www.kul.pl/biuletyn-edukacji-medialnej,art_33689.html

  2. Drzewiecki, P. (2010). Media aktywni: Dlaczego i jak uczyć edukacji medialnej? Otwock–Warszawa, 188 p.

  3. Frycie, S., Koblewska, J. (1993). Edukacja audiowizualna młodzieży szkolnej w Polsce i na świecie. Kielce: Wydz. Zamiejscowy w Piotrkowie Trybunalskim.

  4. Goban-Klas, T (2007). Edukacja medialna jako fundament e-edukacji. In: Dąbrowski, M. and Marii Zając, M. (Eds.). E-edukacja.net. Warszawa, p.17.

  5. Ilowiecki, M., Zasepa, T. (2003). Moc a nemoc medii. Bratislava, 184 p.

  6. Juszczyk, S. (2004). Kompetencje medialne jednostki w spoleczenstwie wiedzy. In: Strykowski, W., Skrzydlewski, W. (Eds.). Kompetencje medialne spoleczenstwa wiedzy. Poznan: eMPl2, 2004, s.66-72.

  7. Koblewska J. (1965). Film fabularny w szkole. Warszawa: Wyd. PZWS.

  8. Koblewska, J. Funkcje telewizji w systemach oswiaty. Kino. 1980. N 171, s. 31.




  1. Резолюция Европейского парламента о введении обязательного медиаобразования для школьников  и  учителей стран Европейского Союза. 2008. http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P6-TA-2008-0598+0+DOC+XML+V0//EN

  2. Lecicki, G. (2010) Edukacja medialna jako istotna cecha nowoczesnego społeczenstwa. Kultura – Media – Teologia. 2010. N 3, s.70-80.

  3. Lipszyc, J. (Red.) (2012). Cyfrowa Przyszłość. Edukacja medialna i informacyjna w Polsce. Warszawa: Fundacja Nowoczesna Polska, 2012. http://nowoczesnapolska.org.pl/~~V

  4. Maziarz, M. (2010). Edukacja medialna. Program dla Liceum.Olawa, 16 p.

  5. Strykowski, W. (2004). Kompetencje medialne: pojecie, obszary, formy ksztalcenia. In: Strykowski, W., Skrzydlewski, W. (Eds.). Kompetencje medialne spoleczenstwa wiedzy. Poznan: eMPl2, 2004, s.31-40.

  6. Wrobel, J. (2005). Postawa religijna, jako skutek odbioru filmu fabularnego. Biuletyn Edukacji Medialnej. 2005. N 1, pp.53-57.

  7. Zasepa, T. (2005). Religia I tresci religijne w mass mediach. Biuletyn Edukacji Medialnej. 2005. N 1, pp.70-77.




Похожие:

Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе* Аннотация iconВ. Л. Специфика канадского медиаобразования на современном этапе // Материалы VIII международного научно-практического семинар
Колесниченко В. Л. Специфика канадского медиаобразования на современном этапе // Материалы VIII международного научно-практического...
Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе* Аннотация iconРазвитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)* Аннотация. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)
Федоров А. В. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992–2012) // Дистанционное и...
Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе* Аннотация iconС. Л. о задачах и перспективах массового медиаобразования//Новое в массовой коммуникации. Альманах. 2007. Вып. 1-2 (64-65). С. 75-79. С. Страшнов о задача
Страшнов С. Л. О задачах и перспективах массового медиаобразования//Новое в массовой коммуникации. Альманах. 2007. Вып. 1-2 (64-65)....
Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе* Аннотация iconТесты по клинической лабораторной диагностике. Раздел Организация лабораторной службы 001. Основными задачами здравоохранения на современном этапе являются следующие, кроме
Основными задачами здравоохранения на современном этапе являются следующие, кроме
Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе* Аннотация iconМ.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2007. С. 42-44. Этапы внедрения медиаобразования в дошкольных учреждениях юго-западного округа города москвы
Артюхова С. И. Этапы внедрения медиаобразования в дошкольных учреждениях Юго-западного округа города Москвы // Образовательные технологии...
Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе* Аннотация iconК вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект
Хлызова Н. Ю. К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект // Педагогическая теория, эксперимент, практика / Ред. Т....
Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе* Аннотация iconРынок осветительной техники в Польше
В сфере производства осветительной техники (не считая производителей источников света) в Польше функционирует более 400 фирм, занято...
Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе* Аннотация iconАкт о внедрении предмет внедрения: Кем предложен: Источник информации: Где и кем внедрено: Цель внедрения: Ответственные за внедрение: Результаты внедрения: Эффективность внедрения
Предмет внедрения: информация о закономерности между химической структурой и Н1 антагонистической активностью соединений, относящихся...
Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе* Аннотация iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины услуги массового питания

Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе* Аннотация iconКалендарь
Международная научно-практическая конференция «Науки о Земле на современном этапе»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©urf.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов