Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)* Аннотация. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012) icon

Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)* Аннотация. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)



НазваниеРазвитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)* Аннотация. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)
Дата19.05.2013
Размер157.71 Kb.
ТипДокументы
источник


Федоров А.В. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992–2012) // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 10. С.8-16.

А.В.Федоров,

доктор педагогических наук, профессор,

президент Ассоциации медиапедагогики России,

проректор по научной работе

Таганрогского государственного педагогического института.

mediashkola@rambler.ru


Prof. Dr. Alexander Fedorov,

president of Russian Association for Media Education,

vice-rector of Taganrog State Pedagogical Institute,

mediashkola@rambler.ru


^ Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)*


Аннотация.

Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012).

В статье анализируются основные теоретические концепции развития медиаобразования, выдвигаемые украинскими медиапедагогами на современном этапе (1992-2012 годы).



Abstract.

Prof. Dr. Alexander Fedorov. Development of theoretical concepts in Ukrainian media education at the present stage (1992-2012). The paper analyzes the main theoretical concepts of media education, put forward by Ukrainian media educators at the present stage (1992-2012 years).


^ Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, теоретические концепции, школа, вуз, Украина.

Keywords: media education, media literacy, theoretical conceptions, students, school, university, Ukraine.


^ Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)*


* Статья написана при финансовой поддержке НИР по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации (2012-2014), “Развитие научного потенциала высшей школы». Наименование НИР: «Сравнительный анализ развития медиаобразования в странах Восточной Европы (1992-2012)», № 6.377.2011. Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.


Находясь в составе СССР, Украина до 1992 года была в общем русле медиаобразовательных теоретических концепций того времени. В 1960-х – 1980-х здесь доминировала эстетическая теория медиаобразования [Поликарпова, 1976; Силина, 1968; Чашко, 1979]. В первой половине 1990-х Украина находилась на трудном этапе становления нового государственного статуса, в том числе и в образовательном контексте, что не могло не отразиться на развитии медиаобразования, которому (на общем фоне многочисленных проблем) на официальном уровне не придавалось весомого значения. Вполне естественно, что в своих теоретических подходах украинские медиапедагоги опирались на зарубежный опыт, в первую очередь, западный и российский. Отсюда не удивительно, что вышедший в этот период «Украинский педагогический словарь» [Гончаренко, 1997] в расшифровке понятия «медиаобразование», по сути, повторял аналогичное определение из «Российской педагогической энциклопедии»: направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Медиаобразование, 1993, с.555].

Вместе с тем, именно 1990-е годы выдвинули, по крайней мере, трех украинских теоретиков коммуникаций, медиа и медиаобразования. Медийные теории, в том числе – семиотические, теории информационных воздействий/влияний - в своих фундаментальных монографиях, неоднократно переиздававшихся в России и Украине, анализировал и разрабатывал Г.Г.Почепцов (Киев) [Почепцов, 1996; 1999]. Теоретические подходы развития медиаобразования на материале прессы разрабатывала киевлянка Г.В.Онкович [Онкович, 1993; 1997], выдвинувшая термин «прессодидактика» и рассматривавшая интегрированное медиаобразование в контексте языкового обучения.

Еще один теоретик, лидер львовской медиаобразовательной школы Б.В.Потятиник был уверен, что «медиаобразование – научно-образовательная сфера деятельности, которая ставит перед собой цель помочь личности в формировании психологической защиты от манипуляции или эксплуатации со стороны масс-медиа и развивать/прививать информационную культуру» [Потятиник, 2005, с.8], поэтому в 1990-х годах руководимый им коллектив сконцентрировался именно на защитной/предохранительной теории медиаобразования. В частности, как и у Г.Г.Почепцова, речь шла о разработке теоретической модели защиты личности от негативных медийных воздействий [Потятиник, Лозинський, 1996].

В первом десятилетии XXI века наряду с сохранившим высокую научную активность Г.Г.Почепцовым весомо заявил о себе и еще один украинский теоретик медиа – В.Ф.Иванов, опубликовавших целую серию монографий, учебных пособий, посвященных проблемам массовых коммуникаций, журналистики и медиаобразования. В его трудах подробно анализируются исторические и современные тенденции развития науки о медиа, включая теоретические концепции, модели, проблемы информационного общества и глобализации [Иванов, 2009; 2010; 2011].

В начале XXI века развитии теоретических концепций медиаобразования на Украине развивалось более интенсивно. Это можно проследить хотя бы по резко возросшему числу диссертаций по данной тематике [Бужиков, 2007; Духанина, 2011; Казаков, 2007; Курлищук, 2008; Онкович, 2004; Росляк, 2004; Сахневич, 2012; Чемерис, 2008; Шубенко, 2010 и др.].

Согласно своему названию, Институт экологии массовой информации (Львов), в первом десятилетии нового века в значительной степени делал ставку на развитие «предохранительных», «защитных» подходов, обоснованных негативным влиянием медиа [Габор, 2002, с.49-52; Медia-атака, 2002, с.61-90]. Однако материалы интернет-сайта института, круглых столов и конференций, проведенных под его эгидой, показывают, что в качестве базовых рассматриваются также такие медиаобразовательные концепции, как семиотическая, культурологическая, социокультурная, развития критического мышления. «Львовская версия» медиаобразования основана на объединении усилий не только педагогов, но и психологов, журналистов, юристов и священников [Габор, 2002, с.50]. Наиболее полно точка зрения львовской научной школы медиаэкологии, медиакритики и медиаобразования представлена в монографии Б.В.Потятиника «Медиа: ключи к пониманию» [Потятиник, 2004]. В частности, там значительное внимание уделяется не только теориям медиа, но и проблеме медийного насилия, последствиям его воздействия на несовершеннолетнюю аудиторию.

В начале XXI века усилиями профессора Г.В.Онкович (Институт высшего образования Академии педагогических наук Украины) ярко заявила о себе киевская группа педагогов, концентрирующихся на проблемах медиадидактики - совокупности «упорядоченных знаний, принципов, умений, методов, способов и форм организации учебного процесса на материале средств массовой коммуникации при интеграции медиапедагогики с другими дисциплинами» [Онкович, 2007, с.358]. В своих трудах Г.В.Онкович справедливо отмечает, что не стоит ограничивать аудиторию медиаобразования только учащимися: медиаграмотность нужна также и взрослым. Кроме того, Г.В.Онкович резонно обращает внимание и на необходимость самостоятельного медиаобразования. На первый план в своей теоретической концепции Г.В.Онкович выдвигает медиадидактические идеи [Онкович, 2011]. В очных научных дискуссиях с Г.В.Онкович мне удалось выяснить, что в ее понимании медийная дидактика имеет подразделы, соответствующие различным видам медиа: прессы, радио, кино, телевидения и пр.

В рамках данной концепции Н.М.Духаниной (научный руководитель Г.В.Онкович) была разработана модель использования медиаобразовательных технологий в подготовке магистров компьютерных наук [Духанина, 2011]. В диссертационном исследовании И.М.Чемерис, выполненной под руководством того же научного руководителя, теоретически обоснована и экспериментально проверена необходимость применения иноязычных периодических изданий в процессе обучения иностранному языку будущих журналистов с целью формирования их профессиональной компетентности [Чемерис, 2007].

В XXI веке заведующая лабораторией психологии массовой коммуникации и медиаобразования Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины Л.А.Найдьонова разработала модель медиакультуры, состоящую из четырех взаимосвязанных блоков: «реакции» (поиск информации, ее чтение/сканирование, идентификация/распознавание медиатекстов), «актуализации» (ассимиляция, интеграция новых знаний, связанных с медиа), «генерации» (инкубация, творческая конвертация, трансформация медийных знаний и умений), «использования» (передача информации, инновационная деятельность, исследования в области медиа) [Найдьонова, 2007, с.165-166].

В какой-то степени эта модель соотносится с разработанной нами моделью развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла [Федоров, 2007, с.145], где мы выделили теоретическую (блок подготовки аудитории в области теории медиа и медиаобразования, блок развития медиаобразовательной мотивации и технологии) и практическую (блок креативной деятельности, блок перцептивно-аналитической деятельности) составляющие. Однако в нашей модели отдельно выделены диагностические и результативный компоненты модели, в то время, как в модели Л.А.Найдьоновой они, по-видимому, встроены в каждый из четырех выделенных ею блоков. Это такие показатели, как дифференцированный выбор, способность оценивать медиатексты, «энергетическая заряженность» на «поиск», «актуализацию», «генерацию» и «использование» медиа и медиатекстов [Найдьонова, 2007, с.167].

Следуя идеям британского ученого Л.Мастермана, украинские ученые в последние годы тесно связывают медиаобразование и с развитием критического мышления [Тягло, 2002, с.35]. При этом, признавая важность автономного профессионального и массового медиаобразования, украинские медиапедагоги в большей степени анализируют возможности интегрированного медиаобразования, в частности, на лингвистическом материале [Онкович, 1997, С.19-24; Янишин, 2007, С.430–431], в подготовке PR-специалистов [Недоходюк, 2007, С.194-197] и др.

Так А.Д.Онкович в своей диссертации доказывает эффективность медиаобразования на материале прессы и иных средств массовой коммуникации на основе следующего цикла творческих заданий:

- изучение информации об образовательной прессе (с учетом особенностей развития системы образования в данной стране);

- изучение «монтажного» языка издания (или теле/радиопередачи);

- комментирование рубрик, обзор связанных с ними статей, передач;

- общий анализ материалов периодики (прессы, теле/радиопередачи);

- анализ жанровой палитры современной публицистики, актуализация «образа жанра»;

- работа над проблемной статьей на актуальную тему;

- анализ проблематики издания, характеристика его издателей и авторов;

- работа со специальной лексикой издания (терминология, типичные синтаксические конструкции и т.д.);

- анализ презентации знаменитостей, о которых пишет данное издание;

- комментарий актуальных проблем, отраженных в публикациях данного издания [Онкович, 2004, с.16].

Существенные теоретические результаты в области медиаобразования получены Н.А.Шубенко (Киевский университет им. Б.Гринченко). Она обосновала модель формирования медиакультуры будущего учителя музыки средствами аудиовизуальных искусств, основанной на мотивационном обеспечении медиадеятельности студентов на основе ценностного отношения к артефактам медиакультуры; на принципах педагогической интеграции с акцентированием внимания на синестетических художественно-перцептивных процессах в современном искусстве; на обновление профессиональной подготовки будущего учителя музыки благодаря введению аудиовизуальных медиатекстов в учебный процесс; на развитии медиакомпетентности [Шубенко, 2010].

Ю.Н.Казаков (Луганский национальный педагогический университет) исследовал педагогические условия использования медиаобразования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей [Казаков, 2007]. А его коллега из того же вуза - И.И.Курлищук - педагогические основы социализации студенческой молодёжи средствами массовой коммуникации [Курлищук, 2008].

Вместе с тем нынешним украинским медиапедагогам чужда национальная замкнутость, они внимательно анализируют российский [Баришполець, 2008; Бужиков, 2007; Онкович, 2007; Чемерис, 2008], немецкий [Румянцев, 2002, с.10-17; Робак, 2006, С.275–286], американский, британский, канандский [Габор, 2002, с.49-51; Онкович, 2007; Чернявська, 2005] медиаобразовательный опыт. В частности, стали появляться первые переводы статей российских авторов на украинский язык [Федоров, 2008].

Изучение и анализ состояния современного украинского медиаобразования позволило составить таблицу 1, кратко отражающую его теоретические позиции.


Таб. 1. Современное состояние украинского медиаобразования: теоретические позиции


N

Теоретические позиции в украинском медиаобразовании на современном этапе

Краткая характеристика теоретических позиций современного украинского медиаобразования:

1

^ Главные цели

- Развитие теоретических концепций медиа (Г.Г.Почепцов, В.Ф.Иванов, Б.В.Потятиник и др.);


- Развитие синтеза медиаобразования и журналистики (Академия украинской прессы: коллектив исследователей под руководством В.Ф.Иванова);


- Развитие медийной экологии, защита аудитории от вредных медийных воздействий (Институт медиаэкологии при Львовском национальном университете);


- Развитие медиадидактики (коллектив медиапедагогов-исследователей под руководством Г.В.Онкович, Академия педагогических наук Украины);


- Развитие социокультурной модели медиаобразования (коллектив педагогов-исследователей под руководством Л.А.Найдьоновой, Академия педагогических наук Украины);


- Развитие эстетического восприятия и вкуса школьников и студентов (Национальная ассоциация деятелей кинообразования и медиапедагогики Украины под руководством О.С.Мусиенко);


- Развитие критического мышления аудитории на медийном материале (одна из целей практически всех медиаобразовательных организаций Украины);


- Развитие практических умений обращаться с медиатехникой и создавать собственные медиатексты (одна из целей практически всех медиаобразовательных организаций Украины).

2

^ Основные медиаобразовательные теории

- социокультурная теория;


-«практическая» теория;


- теория развития критического мышления;


- защитная теория;


- теория развития медиадидактики;


- теория медиаэкологии;


- эстетическая теория.

3

^ Базовые медиаобразовательные модели


- Социокультурная модель медиакультуры , состоящая из четырех взаимосвязанных блоков: «реакции» (поиск информации, ее чтение/сканирование, идентификация/распознавание медиатекстов), «актуализации» (ассимиляция, интеграция новых знаний, связанных с медиа), «генерации» (инкубация, творческая конвертация, трансформация медийных знаний и умений), «использования» (передача информации, инновационная деятельность, исследования в области медиа) – на всех уровнях обучения;


- Практические модели (изучение использования медиа на практике) - на всех уровнях обучения, включая школы, вузы и учреждения дополнительного образования;


- Модель развития критического мышления аудитории по отношению к медиатекстам разных видов и жанров;


- «Защитная», медиаэкологическая модель, включающая развитие критического мышления – на всех уровнях обучения;


- Медиадидактическая модель (ориентация на ряд дидактических моделей, связанных с кинообразованием, образованием на материале прессы, телевидения, радио, интернета и т.д.) – на всех уровнях обучения;


- Модель эстетического развития личности (в области развития эстетического восприятия и вкуса, интерпретации, анализа и т.д.) – на всех уровнях обучения;


- Образовательно-информационные (изучение теории и истории медиакультуры и языка медиа), преимущественно на уровне высшей школы;


Выводы. На сегодняшний день в медиаобразовательном процессе Украины можно выделить несколько соперничающих научных групп:

- Развитие синтеза медиаобразования и журналистики (Академия украинской прессы: коллектив исследователей под руководством В.Ф.Иванова);

- Развитие медийной экологии, защита аудитории от вредных медийных воздействий (Институт медиаэкологии при Львовском национальном университете);

- Развитие медиадидактики (коллектив медиапедагогов-исследователей под руководством Г.В.Онкович);

- Развитие социокультурной модели медиаобразования (коллектив педагогов-исследователей под руководством Л.А.Найдьоновой);

- Развитие эстетического восприятия и вкуса школьников и студентов (Национальная ассоциация деятелей кинообразования и медиапедагогики Украины под руководством О.С.Мусиенко);

Украинские медиапедагоги признают, что в области медиаобразования Украина все еще отстает от многих стран [Найдьонова, 2007, с.163], однако нарастающее внимание к проблемам медиапедагогики – как в Киеве, так и в украинских регионах - позволяет оптимистично смотреть в будущее, тем более, что именно в последние годы Украина последовательно внедряет теоретические концепции медиаобразования на практике.


Литература


  1. Баришполець О. Медіаосвіта: зарубіжний досвід // Соцiальна психологiя. 2008.  №3 (29) http://www.politik.org.ua/vid/magcontent.php3?m=6&n=84&c=2072

  2. Бужиков Р.П. Педагогічні умови застосування інноваційно-комунікаційних технологій у процесі навчання іноземних мов студентів вищих економічних навчальних закладів. Автореф. дис... канд. пед. наук. Київ, 2006.

  3. Габор, Н. Медiа-освiта по-.., або замiсть пiслямови // Медia-атака / Сост.Б.Потятиник. Ред. Н.Габор. Львiв: Iнститут екологii масовоi iнформацii, Meдia-центр ‘Нова журналiстика’, 2002. C.49-52.

  4. Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. К.: Либідь, 1997. 376 с.

  5. Духаніна Н.М. Педагогічні умови застосування медіаосвітніх технологій у підготовці магістрів комп’ютерних наук. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Київ, 2011.

  6. Иванов В., Волошенюк О., Кульчинска, Л. Медiаосвiта та медiаграмотнiсть: короткий огляд. Київ: Академiя українскої пресы, 2011. 58 c.

  7. Иванов В.Ф. Аспекты массовой коммуникации. В 5-ти частях. Киев: Академия украинской прессы, 2009-2010.

  8. Иванов В.Ф. Основнi теорiї масової коммуникацiї i журналисткi. Київ: Академiя українскої пресы, 2010. 260 c.

  9. Казаков Ю.М. Педагогічні умови застосування медіаосвіти у процесі професійної підготовки майбутніх учителів. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Луганьск, 2007. 22 с.

  10. Козлова А. Журналістська освіта за кордоном // Вища освіта України. 2007. № 2. С.105 – 109.

  11. Козлова А. Журналістська освіта за кордоном: проблеми та перспективи // Українська журналістика: умови формування та перспективи розвитку / Відп. ред.: С.М.Квіт, Т.Г.Бондаренко. Черкаси: Черкаський нац. ун-т, 2007. С.18-20.

  12. Курліщук І.І. Педагогічні засади соціалізації студентської молоді засобами масової комунікації. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Луганьск, 2008. 23 с.

  13. Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 555.

  14. Найдьонова Л.А. Перспективи розвитку медiаосвiти в контекстi болоньского процессу: процесуальна модель медiакультури // Болонський процес і вища освіта в Україні та Європі: проблеми й перспективи. Київ, 2007. С.162-168.

  15. Недоходюк Г.Д. Роль PR- технологій в українській вищій школі у контексті європейської інтеграції // Вища освіта України. 2007. № 3. Д. 3 (т.6). С.194- 197.

  16. Онкович А.Д. Формування педагогічної компетентності вчителів української діаспори США засобами педагогічної періодики. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Київ, 2004. 22 с.

  17. Онкович Г.В. Засоби масової інформації у навчанні мови (українознавчий аспект) // Дивослово, 1997. № 5-6. С.19-24.

  18. Онкович Г.В. Медiадидактична теорiя освiти и медiаосвiти // Проблеми освiти. 2011. № 66. С.181-186.

  19. Онкович Г.В. Технології медіаосвіти // Вища освіта України. 2007. № 3. Д. 3 (т.5). С.357 – 363.

  20. Онкович Г.В. Читаймо газету разом! Пресодидактика: Навч. посібник. Киев, 1993.




  1. Поликарпова Г.К. Основы киноискусства в школе. Киев, 1976.

  2. Потятиник. Б.В., Лозинський, М. Патогенний текст. Львiв: Мiсiонер, 1996. 296 c.

  3. Потятиник Б.В. Медіа: ключі до розуміння. Львів, Паіс, 2004. 312 с.

  4. Потятиник Б.В. Масова журналістська освіта – а чому б ні? // МедіаКритика. 2005. № 10. С.7-10.

  5. Поцепцов Г.Г. Теория коммуникации. Киев, 1996.

  6. Почепцов Г.Г. Теория и практика информационных войн. Ровно, 1999.

  7. Робак В. До питання про розвиток медіапедагогіки у Німеччині // Другий український педагогічний конгрес. Львів: ТзОВ Камула, 2006. С.275 – 286.

  8. Росляк Р.В. Становлення кіноосвіти в Україні (друга половина 10-х – початок 30-х рр. ХХ ст.). Автореф. дис. …канд. мистецтв. Київ, 2004. 21 с.

  9. Румянцев В.В. Медийное образование // Зеркало Европы 2002. № 7. http://hipressure.donbass.com/edu/conf2001/rumyantsev.htm

  10. Сахневич І. А. Педагогічні умови застосування медіаосвітніх технологій у професійній підготовці майбутніх фахівців нафтогазового профілю. Автореф. дис... канд. пед. наук. Київ, 2012.

  11. Силина В.К. Кино в школе как средство эстетического воспитания. Киев: Рад.школа, 1968. 174 с.

  12. Тягло О.В. Критичнее мислення як елемент сучасноi медіа-освіти // Медia-атака / Сост.Б.Потятиник. Ред. Н.Габор. Львiв: Iнститут екологii масовоi iнформацii, Meдia-центр ‘Нова журналiстика’, 2002. C.35.

  13. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

  14. Федоров А.В. Медiаосвiта: творчi завдання для школярiв // Відкритий урок: розробки, технології, досвід. 2008. № 1.

  15. Чашко Л.В. Кино, радио, телевидение в эстетической работе. Киев: Рад.школа, 1979. 152 с.

  16. Чемерис І.М. Формування професійної компетентності майбутніх журналістів засобами іншомовних періодичних видань. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Київ, 2008. 24 с.

  17. Чернявська Ю.Ю. Медіа-освіта у Великій Британії та Канаді // Інформаційне забезпечення навчально-виховного процесу: Інноваційні засоби і технології. К., 2005. С.153-175.




  1. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. 66 с.

  2. Шубенко Н.О. Формування медіакультури майбутнього вчителя музики засобами аудіовізуальних мистецтв. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Київ, 2010. 19 с.

  3. Янишин О.К. Пресодидактика та пресолінгводидактика крізь призму медіаосвіти Науковий часопис НПУ. Серія 7. Релігієзнавство. Культура. Філософія. Вип. 11 (24). Київ: НПУ імені М.П. Драгоманова, 2007. С.226– 228.




Похожие:

Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)* Аннотация. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012) iconПрактика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе* Аннотация
Федоров А. В. Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе // Инновации в образовании. 2012. №10....
Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)* Аннотация. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012) iconWipo/IP/mow/10/3 original : russian date
Первоочередными задачами, стоящими перед государством и обществом на современном этапе, являются модернизация экономики и развитие...
Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)* Аннотация. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012) iconНа современном этапе изучение иностранного языка играет большую роль. Но изучение иностранного языка без знания культуры страны, ее достопримечательностей не возможно
Проект «Виртуальный гид» предназначен для формирования навыков отбора информации, построения маршрутной карты путешествия, повышения...
Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)* Аннотация. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012) iconТесты по клинической лабораторной диагностике. Раздел Организация лабораторной службы 001. Основными задачами здравоохранения на современном этапе являются следующие, кроме
Основными задачами здравоохранения на современном этапе являются следующие, кроме
Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)* Аннотация. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012) iconТвердый переплет (2010)
В пособие обстоятельно изложены научные основы государственной экономической политики России на современном этапе, пути наиболее...
Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)* Аннотация. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012) iconВ. Л. Специфика канадского медиаобразования на современном этапе // Материалы VIII международного научно-практического семинар
Колесниченко В. Л. Специфика канадского медиаобразования на современном этапе // Материалы VIII международного научно-практического...
Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)* Аннотация. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012) iconМгимо (У) мид РФ влияние процесса глобализации на региональные аспекты маркетинговой деятельности
Мировое хозяйство на современном этапе претерпевает трансформацию, появилось и получило развитие такое явление как глобализации....
Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)* Аннотация. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012) iconКалендарь
Международная научно-практическая конференция «Науки о Земле на современном этапе»
Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)* Аннотация. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012) iconСоотношение тарифных и нетарифных методов в современном государственном регулирования внешней торговли
Понятие, сущность и теоретическое обоснование концепций таможенно – тарифного регулирования внешней торговли
Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012)* Аннотация. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012) iconИнформационная карта педагога
«Организационные и содержательные аспекты воспитательно-образовательной работы в доу на современном этапе»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©urf.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов